Конфликт поколений

17.03.13

Проводила на этой неделе два семинара в крупной американской компании. Один был посвящен вопросам успешного бизнес взаимодействия между поколениями, а другой – межкультурным конфликтам. Пару слов напишу про первый семинар. За теоретическую основу была взята «Теория поколений» Нейла Хоува и Вильями Штрауса, которая была создана на стыке демографии, истории, психологии и экономики. Основная идея этой теории – на формирование системы ценностей, мировоззрения представителей каждого поколения влияют исторические события, которые произошли в период их детства, до 12 лет. Эти события накладывают отпечаток на весь образ жизни, на характер людей определенного возраста. Создавая профиль каждого поколения, лучше всего ориентироваться прежде всего на представителей среднего класса. Временные границы между поколениями довольно размыты, но примерно они такие: поколение Героев или Выживших (90-100 лет); Молчаливое поколение (70-89 лет); поколение Бейби-Бумеров (47-69 лет); поколение Х (31-46 лет); поколение Y (15-30 лет) и поколение Z (дети до 15 лет). Для людей, рожденных на стыке поколений, характерны ценности обоих «соседей». Авторы теории утверждают, что смена поколений циклична, и этот цикл состоит из 5 сегментов. То есть, можно обнаружить сходство между представителями поколения Героев и поколения Y.

Для ясности, вот основные ценности каждого поколения. У поколения Героев — это жизнь ради идеи, где материальные ценности отступают на второй план, трудолюбие, ответственность. Для поколения Молчаливых характерны уважение к статусу (часто это уважение было замешано на страхе), забота о здоровье и поддержании сил, семейные ценности. У этого поколения не было возможности высказываться отрыто, поэтому семья воспринималась как отдушина, где можно хоть на время побыть самим собой. Бейби Бумеры заинтересованы в повышении профессионализма, материальном благополучии, создании имиджа, в том числе имиджа эксперта. В том числе для них важно поддерживать командный дух, эмоционально включаться в работу своей группы, конкурировать с другими группами, а не поодиночке. В этом поколение Х сильно отличается. Х – это индивидуалисты, ценящие свою неординарность, возможность самовыражаться, реализовывать свою уникальность. Х стремятся применить свои творческие способности, они быстро адаптируются в меняющейся среде. Если Х видят смысл своего труда, они готовы много и напряженно работать, часто в ущерб другим жизненным сферам. Этого не скажешь о следующем поколении, поколении Y. Те, кому сейчас 15-30 лет, не готовы жертвовать ради работы остальными составляющими жизни. Для них ценность – это баланс работы и личной жизни. При этом Y часто размывают границы работы и отдыха, они любят дружить на работе, а на отдыхе, за счет широкой социальной сети, продолжать реализовывать свои проекты. Отличительные черты Y – это энергия, любовь к обучению, мультизадачность, желание получить все и сразу, некоторый нарциссизм. Про поколение Z пока сложно сказать что-то определенное, ведь это еще совсем дети. Однако, согласно теории поколений, в будущем они станут походить на молчаливое поколение, где важны семья, честь, терпение и соблюдение законов и правил.

На мой взгляд, когда дело касается конкретных примеров поведения представителей различных поколений, особенно примеров в деловой жизни, часто происходит смешение возрастных черт и черт, характерных для поколения. Например, для поколения Бейби Бумеров характерна командность, а для поколения Х – индивидуальный труд. Однако, исследования лаборатории «Гуманитарные технологии» говорят о том, что сейчас желание работать в команде у Бейби Бумеров отступает на второй план, и они все больше задумываются о собственных интересах, в то время как Х приходят к тому, что работа в команде приносит более высокие результаты, и учатся более тесно взаимодействовать со своими коллегами. Другой пример – это эгоцентризм у молодого поколения Y. Конечно, можно говорить о том, что это черта данного поколения, но я думаю, что эгоцентризм – это скорее проблема возраста. Эгоцентризм – это подростковая черта, которая часто мешает в жизни. Постепенно, сталкиваясь с издержками такого отношения к жизни, люди учатся обращать внимание и на другие точки зрения, интересы и чувства других людей.

В то же время, между представителями поколений X и Y есть действительно важное отличие – это специфика расстановки жизненных приоритетов. Если предложить X и Y заполнить известное Колесо Коучинга, в котором в количественном соотношении представлена удовлетворенность и значимость жизненных сфер человека, то с высокой долей вероятности у Х окажется наиболее ценной и реализованной сфера работы и самореализации, а у Y сферы работы, личной жизни, друзей и хобби будут отмечены как значимые и реализованные хотя бы на 30%. Хотя, конечно, бывают и исключения.

По своему опыту могу сказать, что самые частые клиенты психологической помощи — это представители поколения Y, то есть молодые люди до 30 лет. Причем, они делают это более менее заблаговременно, не терпят до последнего, когда проблема уже буквально «берет за жабры». Люди постарше, к сожалению, приходят к психологу часто в гораздо более тяжелом состоянии. Этот факт можно объяснить, во-первых, тем, что услуги психолога становятся все более популярны и привычны для россиян. Еще в начале 90-х годов к психологу у нас в стране было обращаться совсем в диковинку. Даже сейчас сильны многие мифы о работе психолога, но все-таки предубеждений становится меньше. Во-вторых, Y в принципе более склонны, чем Х, уделять внимание своему душевному благополучию, и возникновение внутренних разногласий, напряжения является для них сигналом, что пора собой заняться. А забота о своем психологическом здоровье, в конечном счете, благоприятно отражается на других жизненных сферах.

Понимание психологических различий между поколениями позволяет пользоваться ресурсами каждой возрастной группы. Так, сильными чертами у Х являются нестандартность, любовь к творчеству, трудолюбие, а у Y – любовь к обучению, энергичность, стремление к жизненному балансу и забота о своем душевном благополучии. Есть чему поучиться друг у друга.
психолог Елена Виноградова

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>