Даже малообщительным людям важны их отношения с окружающими. Родственники, коллеги, друзья или соседи способны как испортить настроение, так и зарядить свежей энергией и подарить радость. Иногда и малознакомый человек может помочь искренней улыбкой или добрым словом, оказав, тем самым, психологическую поддержку.
В процессе общения у каждого есть возможность добавить тепла в отношения. Один из способов сделать это – сказать комплимент своему собеседнику. А чтобы этот комплимент был гармоничен, важно соблюдать несколько правил:
1. Обращайтесь к человеку по имени;
2. Начинайте фразу с «я-сообщения»: «Маша, мне нравится, как Вы..», «Меня приятно удивило, что Вы..», «Я наслаждаюсь Вашим…»;
3. Сказанные слова должны быть не только приятными, но и правдивыми. Важно выделить именно увиденное или услышанное вами и не опираться на фантазии. Предположения и обобщения ведут к «передозировке» комплиментов. Почувствуйте разницу между высказываниями: «Вы приятный человек» и «Мне нравится Ваша улыбка». Комплимент должен опираться на факты и быть предельно конкретным. В этом и состоит его отличие от лести.
4. Когда вы говорите комплимент, очень важно смотреть в глаза собеседнику, таким образом вы подчеркнете сказанное своей мимикой.На психологических тренингах отводится специальное время на отработку навыка составления удачного комплимента. Так, упражнение «делаем комплименты незнакомому человеку» развивает способность подмечать факты, из которых можно построить фразу для комплимента. Ведь для установления контакта важны самые первые минуты общения, а о человеке еще совсем ничего не известно и похвалить, казалось бы, не за что. После такой практики сделать изящный комплимент при первом знакомстве будет гораздо проще. Тренироваться делать комплименты можно и самостоятельно, без помощи психолога. Для этого важно напоминать себе о необходимости говорить приятные слова собеседнику и заранее продумывать, какие положительные факты из его жизни и поведения имеет смысл подчеркнуть. Наблюдая реакцию своего визави на сделанный вами комплимент вы сможете оценить, насколько хорошо вам удалось овладеть новым искусством.Итак, удачный комплимент может быть не только средством для установления контакта и завоевания доверия собеседника, но и «быстрой психологической помощью» близкому человеку. Некоторые психологи специально используют комплимент как один из инструментов в своей психологической практике.
1. Обращайтесь к человеку по имени;
2. Начинайте фразу с «я-сообщения»: «Маша, мне нравится, как Вы..», «Меня приятно удивило, что Вы..», «Я наслаждаюсь Вашим…»;
3. Сказанные слова должны быть не только приятными, но и правдивыми. Важно выделить именно увиденное или услышанное вами и не опираться на фантазии. Предположения и обобщения ведут к «передозировке» комплиментов. Почувствуйте разницу между высказываниями: «Вы приятный человек» и «Мне нравится Ваша улыбка». Комплимент должен опираться на факты и быть предельно конкретным. В этом и состоит его отличие от лести.
4. Когда вы говорите комплимент, очень важно смотреть в глаза собеседнику, таким образом вы подчеркнете сказанное своей мимикой.На психологических тренингах отводится специальное время на отработку навыка составления удачного комплимента. Так, упражнение «делаем комплименты незнакомому человеку» развивает способность подмечать факты, из которых можно построить фразу для комплимента. Ведь для установления контакта важны самые первые минуты общения, а о человеке еще совсем ничего не известно и похвалить, казалось бы, не за что. После такой практики сделать изящный комплимент при первом знакомстве будет гораздо проще. Тренироваться делать комплименты можно и самостоятельно, без помощи психолога. Для этого важно напоминать себе о необходимости говорить приятные слова собеседнику и заранее продумывать, какие положительные факты из его жизни и поведения имеет смысл подчеркнуть. Наблюдая реакцию своего визави на сделанный вами комплимент вы сможете оценить, насколько хорошо вам удалось овладеть новым искусством.Итак, удачный комплимент может быть не только средством для установления контакта и завоевания доверия собеседника, но и «быстрой психологической помощью» близкому человеку. Некоторые психологи специально используют комплимент как один из инструментов в своей психологической практике.
Елена Виноградова, психолог, кандидат психологических наук.
Москва, 2011
Москва, 2011