Когда просят совета

13.02.13

На психологическую консультацию нередко приходят люди с первичным запросом, который психолог удовлетворить не только не может, но и не имеет морального права. Это запросы вроде: «Посоветуйте мне», «Расскажите, как лучше поступить», «Все-таки мне идти туда или не надо? У меня там что-то получится?». Очень часто настойчивое желание получить совет уже является маркером определенных психологических проблем клиента. Иногда бывает такое сочетание: только что клиентка рассказывала мне, как мама сильно «лезет» в ее жизнь, настойчиво что-то советует и даже давит, и тут же девушка обращается ко мне за советом, подходит, например, ей этот мужчина, или нет. Мой стандартный ответ на эти просьбы обычно такой: «Я не даю советов, потому что не имею права брать ответственность за вашу жизнь. Иначе получится, что не вы сами живете своей жизнью, а за вас это будет делать кто-то другой». В крайнем случае, я могу поделиться своей точкой зрения и рассказать, как я бы поступила в той или иной ситуации, но это далеко не всегда бывает полезно. Я пользуюсь таким приемом, только если психотерапевтический альянс с клиентом уже выстроен, и создана почва для разговора о ценностях, для обмена взглядами о жизненных смыслах. Года два назад в метро звучала реклама телефона доверия Московской службы психологической помощи населению. Текст был примерно такой: «Профессиональные психологи помогут Вам разобраться в трудной жизненной ситуации, справиться со стрессами, горем, дадут дельный совет…» Я сама в это время работала на данном телефоне доверия, и меня удивляла несогласованность отделов службы. Психологи, работающие на телефоне, много сил и времени тратили на то, чтобы переформулировать запрос «посоветуйте» на что-то более конструктивное, а реклама в метро формировала в сознании новых абонентов неправильное представление о сути психологической помощи.

Поделюсь, как я иногда работаю с подобными запросами. Существует совсем несложная коучинговая техника. Правда, самостоятельно самому с собой провести ее будет не очень легко, в диалоге это получается более развернуто. Инструкция такая. «Я не хочу вам рассказывать, как бы я поступила в вашей ситуации, мы сейчас возьмем другой ракурс. Вы сейчас сами это сделаете. Представьте себя в роли мудрого человека с богатым жизненным опытом, которому хороший друг рассказывает следующую историю (описание истории клиента). Он не знает, как ему лучше поступить и просит у вас совета. Что бы вы ему посоветовали?». Как правило, клиент отвечает быстро и вполне развернуто. Если до этого он стоял перед каким-то выбором, то тут, с позиции мудрого друга, он абсолютно четко и определенно рассказывает, как лучше поступить. Таким образом, он сам дает себе мудрый совет. После того, как человек выходит из роли, мы обсуждаем это решение.

психолог Елена Виноградова