О востребованности психолога

28.11.15

Последние несколько месяцев, листая ленту Фейсбука, на удивление часто наталкиваюсь на рекламу услуг маркетологов, тренеров и коучей в области развития частной практики. Предлагаются статьи к прочтению, бесплатные вебинары с последующим приглашением на курс обучения, проводятся очные семинары и даже круглые столы. Удивительно, что тема продвижения психологических услуг так активно муссируется именно сейчас, в кризис, когда денег у населения становится все меньше. Можно сказать, что вопрос расширения частной психологической практики — это вопрос на все времена, потому что специалистов – практикующих психологов выпускается каждый год много, психотерапия – объективно интересная профессия, а средняя стоимость часа психологической консультации позволяет даже при довольно скромной загрузке обрести относительную финансовую независимость и заниматься при этом любимым делом. Так что реклама «мы поможем утроить вашу клиентскую базу» выглядит заманчиво для практикующего психолога, даже если какой-нибудь онлайн курс стоит 15-20 тысяч рублей. Правда здесь железная. Да, конкуренция на рынке психологических услуг есть, и немаленькая. Когда ЖЖ был еще популярен, в одном его психологическом сообществе на запрос клиента «посоветуйте хорошего терапевта» набегало со своими предложениями десятка два-три коллег. Но так происходит в местах компактного обитания психологов, куда приходят за помощью люди в основном со сформировавшимся запросом и мотивацией. Что же касается тех, кому психологическая помощь нужна, но они об этом не знают — если каждый из них дозреет до того, чтобы пойти на психотерапию, специалистов не хватит. И здесь основной инструмент — психологическое просвещение, популяризация профессии, хорошая репутация. Возможно, лет через десять в России процент людей, обращающихся за помощью к психологу в случае трудной жизненной ситуации или возникновении других психологических проблем, станет выше. Так вот, реклама по маркетингу для психологов в основном звучит так: приходите и мы научим вас, как охватить ниши, где люди только потенциально готовы записаться на психологическую консультацию. И дальше речь уже идет о каналах продвижения.

 

Прежде всего это всем известное сарафанное (цыганское) радио. Один клиент сходил к психологу, остался доволен, стал рассказывать об удачном опыте своим друзьям, коллегам, соседям. Часто это единственный канал, которым пользуются психологи. Рекомендации коллег, членов психологического сообщества – это тоже, по сути, сарафанное радио, то есть устная передача контактов. Некоторые маркетологи рекомендуют повысить эффективность этого канала за счет рассылки. Собирается база контактов бывших и настоящих клиентов, и запускается регулярная рассылка на актуальные психологические темы. Если психолог выбрал для себя узкую специализацию (что, опять же, почти всегда рекомендуется, но практикуется редко), то темы для таких рассылок выбирать будет проще. Честно говоря, я скептически отношусь к такому методу продвижения. На мой вкус, рассылки хороши для добровольных подписчиков специализированного информационного сайта, но для не бывших клиентов. Там отношения настолько тонки, что информационные письма могут вызывать отторжение. Слишком много инициативы со стороны терапевта, отдает навязчивостью. Хотя не исключаю, что можно изобрести какой-то удачный и действительно полезный вариант.

Кстати, по поводу специализации. Даже если психолог не собирается останавливаться на какой-то узкой сфере и готов принимать людей с разными проблемами (обычно в резюме предлагается список проблем, с которыми можно приходить), интересно просто подумать, а какой могла бы быть эта специализация. Я бы в таком случае назвала работу с самооценкой и неразрывно связанными с ней отношениями с мамой. Все равно большинство тем ведет сюда, так почему бы на начать работать с отношением к себе сразу?

Раз уж начала писать про каналы продвижения психолога, назову еще несколько: сайт, социальные сети, книги, презентации. Это все «старое доброе». Наверное, во время экономического кризиса появляются какие-то новые ресурсы, следует учитывать особые нюансы. Но об этом почему-то никто из тех, кто сегодня вызывается научить психологов расширять клиентскую базу, не говорит.

психолог Елена Виноградова