Психолог и деньги

02.11.15

В Фейсбуке в сообществе Понимающей психотерапии недавно прошла интересная дискуссия. Начинающий психолог задал коллегам довольно деликатный вопрос про деньги. Суть его вот в чем. Большинство клиентов приходят к психологу, когда они очень несчастны, и, в определенном смысле, дошли до «дна» в своем страдании. Психологи же в сравнении с ними компетентны, успешны и в целом справляются с жизнью. Почему же тогда они берут деньги у более слабых, несправившихся?

Откликов было довольно много. Особенно распространенным оказался ответ: «Срочно на личную терапию и на супервизию! Границы психотерапии надо знать». Здесь мне понравилась ремарка коллеги о том, что, безусловно, субъективное понимание своей психотерапевтической роли надо развивать, но концептуально разобраться в этом вопросе тоже важно. Он же отметил, что материальные ресурсы позволяют выровнять позиции в психотерапевтичских отношениях. Психотерапевт оказывает платную услугу, то есть происходит адекватный обмен – работа на деньги. Это дает возможность клиенту не чувствовать себя потом должным, обязанным отблагодарить как-то еще, не унижает.

Я тоже поделилась своими соображениями об этике услуго-денежного обмена в психотерапии. В интересах клиента, чтобы ресурсов, в том числе материальных, было у психолога достаточно. Если психолог будет думать о том, как бы ему заработать на хлеб, в глазах его будут светиться доллары или рубли, а не интерес к переживаниям и проблемам человека, который обратился за помощью. Чтобы овладеть психотерапевтическими навыками, необходимо долго учиться. Это требует не только временных вложений, но и материальных. Хорошие психологи никогда не останавливаются в развитии, продолжают учиться всю жизнь, ходить на супервизии, группы. Опять затраты. И потом, к какому психологу больше хочется пойти – к тому, у которого психотерапия – основное занятие на протяжении многих лет, или к тому, кто на жизнь зарабатывает каким-то другим способом, а психологические услуги оказывает «для души», как хобби? Очевидно, что к первому. У него больше практики и времени думать о своих клиентах.

Еще интересно, что относительно образовательных услуг таких вопросов не возникает. Учитель, педагог по определению более компетентен, чем ученик. За эту компетентность и умение ее доходчиво передать ему и платят. А когда психолог передает свою компетентность за деньги, у некоторых людей возникают вопросы. У психолога особая роль, особая деятельность. Иногда он выступает как преподаватель, иногда как врач, иногда как надежный сочувствующий спутник на некотором отрезке времени. Наверное, последнее не всегда понятно. Как это так? Психолог ведет себя как друг, но он не друг, а психолог, и берет деньги за психологическую помощь.

психолог Елена Виноградова