30.11.15
Вдогонку к предыдущей теме хочу упомянуть еще один способ продвижения психологических услуг — заключение договоров с компаниями о психологическом страховании сотрудников. Это совсем не кризисная тема. Сейчас вряд ли даже зарубежные компании сочтут целесообразным вкладывать деньги в персонал. Но в перспективе такая забота о сотрудниках финансово окупается многократно. Система такая. Психологическая организация (или ИП) заключают договор с компанией о предоставлении психологических услуг. Компания платит психологам фиксированную сумму в месяц, и у каждого ее сотрудника появляется возможность анонимно и бесплатно получить психологическую помощь, как правило не более пяти консультаций. Кроме того, в эту стоимость включены небольшие семинары или тренинги, два-три в год. На них, в том числе, проводятся презентации психологических услуг. В отделе кадров новых сотрудников информируют о том, что у них есть возможность обратиться к психологу с личными и профессиональными вопросами, но, как правило, этого оказывается недостаточно. Чтобы дойти до психолога, человеку требуется на него посмотреть. Стоимость такого «психологического абонемента» небольшая, в месяц это сопоставимо с оплатой двухдневной работы крепкого, но не самого знаменитого бизнес тренера.
Я работала в организации, заключающей такие контракты на психологические услуги. И организация была зарубежная, и договоры составлялись исключительно с иностранными компаниями. Меня не переставала удивлять статистика: из тысячи человек за год доходили до психолога максимум десять. Что же, у остальных 990 сотрудников не было в жизни никаких проблем, уже некуда было повышать качество жизни? Так не бывает. Думаю, причина здесь в опасении, что психолог не будет таким конфиденциальным, как это обещается, и если каким-то образом обсуждаемая тема коснется интересов компании, это будет доведено до сведения руководства. Разумеется, это полностью исключено, но, возможно, люди перестраховываются и этой страховкой не пользуются. Сарафанное радио здесь тоже, как правило, не работает. К сожалению, психологическая помощь до сих пор стигматизирована в социуме. Скажешь коллеге, что ходил к психологу и очень помогло, подумают, что психа взяли на работу. Звучит нелепо, но такие страхи существуют, и они, к сожалению, реальны. Меня как психолога пришедшие на консультацию сотрудники рекомендовали потом своим друзьям, но не коллегам. Более экологична в этом смысле другая система психологического страхования. Она широко распространена на Западе. Сотрудник может израсходовать определенные средства на посещение психолога. Предоставляется список психологов, с которыми данная компания сотрудничает, из них можно выбрать понравившегося. Жаль только, в последнее время в этот список включают исключительно когнитивных терапевтов. Направление замечательное, но не единственно действующее. Его преимущество в хорошо разработанной доказательной базе. Эффективность других психотерапевтических школ, к сожалению, так хорошо научно не подтверждена. Надеюсь, в будущем этот недостаток будет исправлен.
Психологическая помощь — это дорогое удовольствие. Иногда клиенту приходится тратить пятую, или даже четвертую часть своей зарплаты, чтобы регулярно посещать психотерапевта. Но, порой, это бывает жизненно необходимо. Если же компания предоставляет психологическую страховку, психотерапия становится доступнее. Есть мнение, что бесплатная психотерапия не может быть эффективна, что плата за психологические услуги должна быть ощутимой для клиента, иначе не будет достаточной мотивации для работы. По моему опыту это не необходимое условие. Иногда у человека банально совсем нет материальной возможности пойти к психологу, и тогда такая страховка может очень выручить.
психолог Елена Виноградова