ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА И РАЗВИТИЕ СМЫСЛОУСТОЙЧИВОСТИ
Зимелева З.А., Виноградова Е.Л. (Москва)
Психологические проблемы смысла жизни и акме.
Материалы XI симпозиума. – Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова – 2006 г.
Стресс – это вкус жизни. Г.Селье
Проблема жизнедеятельности человека в условиях стресса продолжает оставаться актуальной и в настоящее время, несмотря на то, что изучается она представителями различных областей научного знания (медицина, психология, физиология, биохимия) уже не одно десятилетие (Селье Г., Линдеман Х., Анохин П.К., Березин Ф.Б., Лазарус Р., Чирков Ю.Г. Шевцов С.А., Черепанова и др.). Не менее значимой и актуальной представляется и другая проблема – проблема обретения человеком смысла деятельности, отношений и всей жизни в целом. В обозначенном аспекте своей работы мы, прежде всего, будем опираться на труды следующих отечественных и зарубежных авторов, таких как В. Франкл, Ж.-П. Сартр, И. Ялом, М. Бубер, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.Е. Василюк. Проанализировав работы вышеперечисленных исследователей, считаем целесообразным сопоставить проблему развития стрессоустойчивости и процессы поиска и обретения человеком смысла на различных уровнях жизнедеятельности. В частности, представляется перспективной идея обобщенного подхода (поддержания функционирования смыслообразующих структур и снятия негативных последствий воздействия стрессогенных факторов) к психологическому сопровождению человека (клиента) в трудной жизненной ситуации.
В своей деятельности личность встречается с противоречиями, разрешая которые неизбежно попадает в ситуацию стресса. Другими словами, стресс – это неизбежный спутник человека, ищущего смысл. Однако человек не всегда способен справиться со стрессом.
В современной психологии выработаны различные способы профилактики и преодоления нежелательных проявлений стрессового напряжения. Обобщая существующий материал, авторы выделяют следующие направления практической работы со стрессами на разных уровнях: телесный, образный, когнитивный, личностный.
Известно, что неблагоприятное разрешение стрессовых ситуаций зачастую приводит к развитию психосоматических заболеваний (головная боль, болезни желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы). Работа с психосоматическим симптомом требует от психолога и клиента специальной фокусировки на телесных ощущениях.
При профилактике и коррекции негативных стрессовых состояний эффективно используются визуальные, кинестетические и другие образы. В частности, используются такие методы психологической саморегуляции, как аутотренинг, прогрессирующая нервно-мышечная релаксация, медитация-визуализация. Также применяются комбинированные и вспомогательные техники, например, с использованием цвета, музыки, ароматов.
Реализация когнитивного направления коррекции стресса подразумевает модификацию неконструктивного мышления и изменения неадекватных установок. Для модификации непродуктивного мышления выявляют действующий императив и трансформируют его. Например, «я глуп» должно быть трансформировано в утверждение «я сделал глупость», что значительно изменяет смысловую нагрузку данной идеи. Также в когнитивной концепции используется группа методик таймменеджмента, позволяющая взять под контроль расходование временного ресурса.
Причиной стрессового напряжения могут выступать стойкие межличностные и внутриличностные конфликты, мешающие адекватному видению ситуации и препятствующие адаптации к ней. Опасные поведенческие установки, деформация личностных качеств, повышенная конфликтность являются внутренними стрессогенными факторами, которые необходимо рассматривать отдельно.
Представители отечественной психологической школы описывают конфликт мотивов как противоречие смыслов Я. Прорабатывая смысловые конфликты, сталкиваясь с внутренними противоречиями, личность развивается, запуская дальнейшую работу самосознания.
Работа на личностном уровне затрагивает такие аспекты, как самосознание, установки, защитные механизмы, а также мотивы и личностные смыслы. Каждый человек рано или поздно встречается с экзистенциальными проблемами и вынужден их решать. В ряде случаев желание обрести смысл жизни помогает человеку справиться со сложными ситуациями, но также может произойти и обратное: не имея возможности получить однозначный ответ на вечные вопросы, человек проваливается в тягостные переживания и застревает в них.
По мнению И. Ялома (2000) «каждый человек воспринимает стресс человеческой ситуации в высшей степени индивидуально». Ключевыми особенностями «человеческой ситуации» Ялом считает отсутствие заданного и известного смысла в жизни, конечность жизни, экзистенциальное одиночество и свободу как отсутствие внешней структуры.
Итак, работая на личностном уровне (при наличии запроса на подобную работу), мы обязательно должны учитывать индивидуальные особенности осмысления нашими клиентами экзистенциальных вопросов. Обращаясь к опыту экзистенциальных психотерапевтов можно с уверенностью утверждать, что обретение человеком смысла жизни зачастую играет решающую роль в представленности такой интегральной личностной характеристики, как стрессоустойчивость. В острых критических ситуациях это поможет человеку лучше адаптироваться самому и, возможно, даже поддержать других людей.
Наполняя жизнь смыслом, мы, конечно же, не избежим стрессов, но сможем уйти от их негативных последствий. Ситуация стресса, в свою очередь, может способствовать всплеску творческой активности и помочь человеку иначе взглянуть на свои возможности.