После кризиса на рынке труда стало появляться все больше интересных вакансий. Бизнес развивается и работодателям нужны свежие силы. Условия работы часто предлагаются действительно хорошие, требования вполне адекватны и соответствуют квалификации. Казалось бы, вот она — хорошая вакансия. Новая работа уже в кармане! Остается только удачно пройти собеседование.
Устройство на работу ничем не отличается от обычной продажи товаров или услуг. Соискатель предлагает свой труд, рабочее время, энергию. Человека, который проводит собеседование, важно убедить в том, что этот товар качественный. Вот они, 7 этапов продаж: подготовка, установление контакта, выявление потребностей, презентация, работа с возражениями, заключение сделки и постпродажное сопровождение.Написание резюме, поиск вакансий, изучение сайта компании – это все первый этап, то есть подготовка к «продаже себя». На этой ступени также полезно поразмышлять, какие вопросы можно ожидать от интервьюера. Например, довольно часто задаваемые вопросы «Сколько лет Вы собираетесь работать у нас в компании»; «Кем Вы видите себя через 3 года работы в нашей компании» могут поставить вас в тупик, если заранее их не продумать. В самом деле, не всегда очевидно, какие для вас есть возможности в компании. Тем не менее, важно показать, что у вас есть стремление к развитию и вы готовы брать на себя ответственность. Перед собеседованием полезно задать себе такие вопросы, как: «Чем я могу быть им полезен, чем я лучше других кандидатов?» и «Почему именно эта компания? Какие, кроме зарплаты, у нее плюсы?». Есть интересный вопрос, который иногда задают на собеседовании: «Назовите 3 самые сильные и 3 самые слабые свои качества как профессионала». Вторая часть этого вопроса гораздо сложнее. Если слишком себя ругать, то можно упасть в глазах работодателя; сказать, что все качества сильные – значит признаться в неадекватной самооценке. Здесь может быть уместно упомянуть о своих недостатках, но тут же показать, что вы активно работаете над их исправлением. Также хорошо намекнуть на положительные стороны этих недостатков. Например: «Работая, я часто увлекаюсь, и могу выбиться из графика. Но у меня в телефоне есть специальные настройки, которые помогают мне контролировать время», или: «Бывает, что мой взгляд на результат работы отличается от представлений руководителя. Поэтому, когда мне ставится задача, я взял себе за правило задавать уточняющие вопросы и повторять, что нужно сделать, своими словами. Бывало так, что начальнику мои идеи нравились даже больше». Полезно также заранее продумать, что можно спросить у интервьюера о компании. Это поможет вам произвести впечатление человека, которому интересна не только зарплата, но и само дело.
Следующий этап – один из определяющих. Это установление контакта с собеседником. При встрече обязательно улыбнитесь интервьюеру. Причем, важно это сделать не формально, а искренне, с симпатией, глядя человеку в глаза. Это не просто ритуал. Основное послание, которое от вас должно идти – это «Вы хороший человек, я хороший человек, мне приятно с Вами познакомиться». Человеческий фактор может перекрыть даже некоторые огрехи в резюме. Ведь всем хочется работать в окружении приятных и интересных людей. Контакт необходимо поддерживать на протяжении всего собеседования. Если сконцентрироваться на мыслях о том, чем хорош этот человек, что может заслуживать в нем уважения, за что его могут любить его друзья, то выражение симпатии будет естественным. Конечно, если ваш собеседник производит отталкивающее впечатление, сделать это будет непросто. Если этот собеседник будущий руководитель, то имеет смысл задуматься, а хотите ли вы сами работать в подчинении у этого неприятного человека? Сможете ли вы видеть его лицо каждый день?
Третий этап – выявление потребностей работодателя. Вы займете более выигрышную позицию, если сначала узнаете, какие ответы хотят от вас получить, а потом уже будете отвечать. То есть, очень полезно выяснить, какие качества сотрудника востребованы в этой компании, каковы здесь корпоративные стандарты. К сожалению, чаще бывает так, что вопросы на собеседовании сначала задает работодатель, а потом он уже предлагает это сделать соискателю. Но всегда можно «разговорить» интервьюера, то есть сменить тон «допроса» на более непринужденный и тогда, как бы невзначай, получить необходимые сведения. На тренинге «Как пройти собеседование» существуют специальные упражнения, которые позволяют развить этот навык.
Итак, вы демонстрируете собеседнику симпатию, выясняете, каковы его критерии отбора кандидатов на вакансию и отвечаете ровно так, чтобы попасть в эти критерии. Я не говорю сейчас о прохождении профессиональных тестов и ответов на вопросы по специальности – здесь нужна своя подготовка. Речь идет о диагностике вашей мотивации как будущего работника, умении ужиться в коллективе, адекватно реагировать в стрессовой ситуации, принимать критику, быть независимым, подчиняться или проявлять инициативу. Для каждой позиции есть свои ожидания, и в них важно попасть. Хорошо, если во время самопрезентации у вас получается держать себя уверенно, показывать, что вы знаете себе цену. Однако излишнего напора и самоуверенности тоже быть не должно, иначе работодатель решит, что вы самоутверждаетесь за его счет или ходите на интервью ради спортивного интереса. Чтобы успешно пройти собеседование, необходимо выдержать этот баланс. Этот навык достигается практикой – тренировкой-репетицией с домашними, упражнениями на тренингах, опытом прохождения собеседований.
Остальные этапы продаж осуществляются уже после прохождения собеседования. Так, например, последний этап – постпродажное сопровождение – это испытательный срок, на протяжении которого необходимо продолжать производить хорошее впечатление. Но как это сделать – уже отдельная задача.
Москва, 2010