Телефонные номера испытуемых были выбраны с помощью генератора случайных чисел. Всего согласилось участвовать в этом эксперименте 658 человек. У психологов не было возможности непосредственно наблюдать за поведением участников эксперимента, но они могли, опираясь на теорию вероятности, проанализировать обобщенные данные. Результаты поразили ученых. 55,6% абонентов сообщили о том, что монета упала у них «решкой» вверх, и только 44,4% испытуемых сказали, что им выпал «орел», и получили обещанное вознаграждение.
Был проведен еще один похожий эксперимент. По телефону было опрошено 94 участника. На этот раз их просили подкинуть монетку четыре раза подряд и сказать, сколько раз она упала «орлом» вверх. За каждый такой случай людям обещали выплатить 5 евро. Таким образом, испытуемые могли заработать максимум 20 евро. Несмотря на соблазн легкого заработка, участники снова продемонстрировали свою честность. Вероятность того, что монета упадет «гербом» вверх, составляет 50%. Суммарный ответ абонентов отразил практически такую же картину.
Абоненты ответили на вопросы о своем социальном происхождении, возрасте, образовании, политических убеждениях, вероисповедании, отношении к преступности. Они также сделали прогноз относительно поведения других участников эксперимента. Только последний фактор оказался связан с ответами испытуемых о выпавшей им стороне монеты. Участники, посчитавшие, что большинство людей будут обманывать экспериментаторов, реже сообщали о том, что монета у них упала «орлом» вверх.
Психологи пришли к выводу, что остальные индивидуальные различия не играют существенной роли в данном исследовании – ведь общий уровень честности в обоих экспериментах был очень высок.
В данном контексте интересно вспомнить похожее исследование. Испытуемых также просили подкидывать монету, но тогда они находились под наблюдением в лабораторных условиях. В итоге целых 75% участников эксперимента сообщили о том, что им выпал «орел». Сопоставляя результаты обоих исследований ученые делают вывод, что, находясь дома, люди более склонны говорить правду.
Сотрудник экономического факультета Оксфордского университета Йоханнес Абелер отмечает: «В борьбе мотивов между финансовой выгодой и честностью победила честность. Так почему большинство людей склонно говорить правду, когда они находятся у себя дома? Мы объясняем это тем, что честность является одним из важнейших параметров самооценки, и человеку очень важно для сохранения собственной самоидентичности знать про себя, что он не обманщик. Ведь представление о том, что врать плохо, впитывается нами с молоком матери.
Данное исследование имеет большую практическую пользу, в частности, для налоговых и страховых компаний и полиции. Так, например, расследуя преступления, связанные с мошенничеством, следователи могут задавать свидетелям и обвиняемым вопросы в том числе об их личной жизни и самооценке. Согласно нашим данным, если человек понимает, что его ложь будет выглядеть как мошенничество, он постарается воздержаться от обмана. Но если у него появится «лазейка», то есть будет возможность толковать свое поведение двояко, он сможет убедить себя, что эти действия мошенничеством не являются и несмотря на обман продолжать верить в свою порядочность».
Итак, настоящее исследование показывает, что люди намного правдивее по своей природе, чем это предполагалось ранее. Если человек отказывается говорить неправду даже когда у него есть возможность заработать на своей лжи, то вряд ли стоит ожидать от него обмана, когда в этом нет никакой выгоды.
Телефонные опросы проводились институтом прикладных социальных наук в период с ноября 2010 по февраль 2011 года. Психологи отбирали телефонные номера с помощью генератора случайных цифр из базы номеров стационарных телефонов Германии.
Йоханес Абелер и др. Правдивость: репрезентативная оценка. 14 декабря 2012 года. Германия.
http://www.sciencedaily.com/releases/2012/12/121214214518.htm