Доверительные отношения помогают подросткам лучше учиться

Большинство детей, имеющих трудности в обучении, сталкиваются также и с социальными и эмоциональными проблемами, которые в подростковом возрасте могут приводить к депрессии, тревоге и изоляции.

 

«Для этих молодых людей более позитивные взаимоотношения с близкими и значимыми в их жизни людьми, такими, как учителя или родители, могут улучшить процесс обучения и принести полезный опыт социализации», утверждает Мишель Аль-Ягон, доктор Тель-Авивского университета.

В своем недавнем исследовании Аль-Ягон показала, что подростки с трудностями в обучении менее склонны устанавливать близкие отношения с родителями и учителями, нежели их сверстники, не имеющие подобных проблем.

В исследовании, опубликованном в «Journal of Youth and Adolescense» предполагается, что отсутствие близких, доверительных отношений может ухудшить социальное и эмоциональное состояние подростка. В свою очередь, эта пустота может способствовать появлению таких поведенческих проблем, как изоляция и агрессия, а также может приводить к депрессии.

«Мы обнаружили, что надежная связь между детьми и взрослыми выступает в качестве защитного фактора в течение подросткового периода, в то время, как плохие взаимоотношения становятся факторами риска появления социальных проблем и эмоциональных расстройств», — отмечает Аль-Ягон.

Эти выводы могут помочь ученым-психологам разработать более эффективные методики для работы с детьми и подростками, испытывающими трудности в обучении. Если подросткам помочь в укреплении связей с родителями и учителями, то можно ожидать и улучшения в эмоциональной и поведенческой сферах.

Теория привязанностей, описывающая долгосрочную динамику отношений, по словам психологов, объясняет, как именно участие родителей в жизни детей, их открытость и поддержка помогают социальному и эмоциональному развитию ребенка. Большой вред наносят ребенку тревожные привязанности, препятствующие установлению хороших взаимоотношений со сверстниками, а в будущем и романтических и семейных отношений.

В своем исследовании Аль-Ягон изучила социально-эмоциональное состояние и качество взаимоотношений с родителями и учителями 181 подростка с трудностями в обучении и 188 подростков с обычным развитием, в возрасте от 15 до 17 лет.

Участники ответили на серию вопросов про их отношения с родителями, восприятие учителей, одиночество, о пережитых положительных и отрицательных эмоциях и проблемах в поведении.

У подростков с проблемами в обучении оказались менее доверительные отношения со взрослыми, чем у их обычных сверстников, и эти отношения так или иначе влияли на их социально-эмоциональное состояние.

В группе проблемных подростков, среди тех, у кого были более доверительные отношения с родителями и учителями, выявлено меньше отрицательных эмоций, переживания одиночества и проблем с поведением, т.е. всего того, что обычно мешает обучению.

Эксперты утверждают, что эти данные могут помочь психологам в разработке эффективных стратегий помощи.

«Такие стратегии могут включать в себя методы работы с семьей, направленные на формирования доверительных отношений между взрослыми и детьми, проведение занятий с учителями, чтобы те смогли лучше понять потребности проблемных детей и приложить больше усилий по вовлечению этих детей в школьную деятельность», говорит Аль-Ягон.

Несмотря на то, что полностью избежать социальных, эмоциональных и поведенческих трудностей детям вряд ли удастся, Аль-Ягон считает, что немного заботы и внимания могут существенно помочь проблемным детям в обучении, а также сделать их более счастливыми.

«Родители и учителя должны понимать, что существуют не только академические, но и социально-эмоциональные трудности и следует работать над их преодолением. Они не должны избегать таких тем, как депрессия или агрессия, которые являются еще одним измерением исходной задачи», подчеркнула она.

Источник: American Friends of Tel Aviv University

По материалам сайта http://psychcentral.com

Услугами детского психолога вы можете воспользоваться в нашем психологическом центре.