Авторы отмечают, что, как и любой человек, психолог подвержен влиянию четырех основных искажений, снижающих их способность трезво оценивать эффективность психологической помощи, которую они оказывают своим клиентам. Что это за искажения? Это ошибочная вера, что мы воспринимаем этот мир таким, как он есть (наивный реализм), это тенденция выдергивать информацию и подбирать доказательства так, чтобы они подтверждали наши изначальные убеждения (пристрастное подтверждение). Третье и четвертое искажения – это иллюзорный контроль и иллюзорные корреляции – когда мы преувеличиваем зону своего контроля над происходящими событиями и полагаем, что определенные факторы имеют причинно-следственную связь с наблюдаемыми изменениями.Данные особенности человеческого мышления ведут к тому, что, оценивая эффективность психотерапии, психологи совершают ряд специфических ошибок. Ученые называли эти ошибки «причинами ложной терапевтической эффективности» (ПЛТЭ). Они разработали классификацию, включающую разделенные на три категории 26 ПЛТЭ.
Первая категория содержит 15 ошибок, которые приводят к тому, что у психолога искажается восприятие. Ему кажется, что у клиента есть улучшения, хотя на самом деле это не так. К таким ошибкам относятся чрезмерный акцент на паллиативных результатах (когда клиенту субъективно становится легче, его симптомы ослабевают, но сама проблема остается нерешенной), оценка инсайта как улучшения (когда клиент начинает лучше понимать, в чем состоят его проблемы, но не решает их), а также игнорирование влияния кабинета (когда психолог не отдает себе отчет в том, что поведение клиента на сессии и в повседневной жизни могут отличаться).
Вторая категория включает в себя ошибки, заставляющие психолога и его клиентов считать, что уменьшение симптомов является результатом психотерапии, а не каких-либо других сторонних факторов, таких, например, как естественное восстановление, которое пришло бы в любом случае (когда «время лечит»). Восемь ошибок входят в эту категорию. Это отсутствие признания циклической природы многих расстройств (когда симптомы то ослабевают, то возвращаются вновь с прежней силой); игнорирование влияния событий, которые происходят вне терапевтического пространства, например, улучшение личных отношений или изменение ситуации на работе; игнорирование фактора созревания и взросления (ребенок или подросток может просто «перерасти» свои психологические проблемы).
Ошибки третьей категории заключаются в следующем: психолог верит в то, что позитивные изменения возникли благодаря специфическим особенностям именно его психотерапии (особенностям личного стиля, психотерапевтического направления, и т.п.), а не в результате факторов, характерных для психотерапии любого типа. Так, например, терапевт не видит, что сработал эффект плацебо (клиенту стало лучше просто потому, что он ожидал этого улучшения) или эффект новизны (улучшение благодаря энтузиазму клиента).
Ученые полагают, что избежать таких ошибок ПЛТЭ поможет разработка системы оценки эффективности психотерапии. Она должна включать в себя валидное измерение результатов психологической помощи, в том числе замеры до и после терапии, невключенное наблюдение за условиями терапии, систематические промежуточные замеры, позволяющие учитывать влияние нерегулярных событий, происходящих в повседневной жизни. Кроме того, чтобы посмотреть, когда дают о себе знать эффекты, характерные для любого типа терапии, а когда – только те, что связаны со специфическим психотераппевтическим направлением, должны быть организованы контрольные группы.
«Существование ПЛТЭ показывает, насколько важно клиницистам, исследователям и студентам учиться смирению. Все мы склонны недооценивать и пренебрегать ПЛТЭ. Это происходит не из-за низкого интеллекта, а из-за того, что наши возможности обрабатывать информацию ограничены. Поэтому психотерапевтам и их клиентам следует проявлять здоровый скептицизм, и, прежде чем говорить о прорывах в терапии, обращать внимание на наличие конкретных данных, доказывающих, что работа была результативной» — заявляют ученые.
По материалам сайта http://bps-research-digest.blogspot.ru/