Способность маленьких детей к обману была известна и раньше, но лабораторное тестирование на эту тему психологи организовали впервые. Анджела Эванс и Канг Ли протестировали 65 двух- и трехлетних детей, среди которых было 28 девочек. Каждого ребенка оставляли в комнате в одиночестве, клали рядом игрушку и просили не смотреть на нее. Несмотря на эту просьбу, 80 процентов детей смотрели на игрушку, но, когда их после об этом спрашивали, около четверти двухлеток сообщали, что не делали этого. А среди детей старше 43 месяцев процент солгавших доходил до 90 процентов. Несмотря на такой высокий процент солгавших, большинство этих детей все же не научились еще делать это мастерски. Когда их просили описать игрушку, 76 процентов детей тут же это сделали, чем и выдали себя себя.
Психологи также провели с детьми ряд тестов, чтобы проверить, не появились ли вместе с умением лгать еще какие-нибудь навыки. Одним из таких тестов была «детская» версия теста Струпа, в которой нужно было указывать на маленькие изображения фруктов, игнорируя большие. Как и во «взрослом» тесте Струпа, успех его выполнения зависел от сочетания контроля торможения и «рабочей» памяти. Эванс и Ли обнаружили, что дети, успешно выполнившие этот тест, в то же время были больше расположены к обману. Вероятно, умение лгать также зависит от сочетания контроля торможения и запоминания нужного ответа.
Опираясь на эти данные, психологи делают вывод, что повышенная честность в совсем юном возрасте — это просто побочный эффект недостаточно развитых навыков. Недостатки этого исследования заключаются в том, что в нем не были разведены различные типы лжи, а также не были описаны механизмы мотивации детей к обману.
Источник: Эванс, А., Ли, К. (2013). Появление лжи в раннем детстве.
По материалам сайта http://bps-research-digest.blogspot.co.uk
Услугами детского психолога вы можете воспользоваться в нашем психологическом центре.