«В реальности, мы часто считаем, что чувство предвкушения покупки будет длиться долго. На самом деле оно тут же пропадает после приобретения. Зная об этом, люди могут контролировать свое желание покупать еще и еще», — утверждает МакФерран.
«Мы не слишком часто совершаем крупные покупки», — говорит МакФерран, «и поэтому обычно не помним, что когда-то давно купленный автомобиль не сделал нас счастливыми. А иногда мы думаем, что хоть автомобиль и не принес нам счастье, но новый телевизор с плоским экраном точно принесет», — замечает МакФерран. «Это можно назвать верой в «розничную терапию»”. Но, как показывают новые данные, недавно опубликованные в «Journal of Consumer Research» , подобная терапия неэффективна.
Профессор кафедры маркетинга колумбийского университета Марша Ричинс провела три опроса студентов. Вначале у испытуемых спрашивали, какую наиболее важную покупку они собираются совершить в течение семестра. Последний опрос был посвящен их ощущениям после того, как покупка уже была сделана.
Ричинс также разделила студентов на две группы — с «высокой» и «низкой» практичностью, в зависимости от жизненных установок и ценностей, которые они разделяют. Оказалось, что студенты с высокой практичностью более взволнованы предвкушением покупки, чем их сверстники из второй группы. Однако, в течение недели после покупки ситуация существенно меняется.
Ричинс провела отдельное исследование, в котором в качестве испытуемых выступили 180 американских покупателей. Профессор обнаружила: более практичные люди уверены, что дорогая машина, новый ноутбук или телевизор действительно изменят их жизнь к лучшему. Не слишком практичные люди, напротив, не склонны переоценивать влияние вещей на собственную жизнь. Даже когда у них действительно возникает потребность в новом автомобиле или телевизоре, они не верят, что предстоящая покупка изменит их жизнь.
«В среднем, каждый человек обычно ожидает от приобретаемой вещи слишком многого», утверждает Том Мейвис, профессор маркетинга из нью-йоркской Школы бизнеса. И это, по его утверждению, касается не только автомобилей или электроники. Даже когда мы берем домой щенков или собираемся в отпуск, мы преувеличиваем значение этих событий. И, в итоге, оказывается, что «отпуск слишком короток».
«В долгосрочной перспективе», говорит Мейвис, «базовый уровень счастья остается прежним, несмотря ни на какие приобретения. Проблема заключается в том, что люди об этом не знают. Вера в то, что какие-то приобретаемые вещи или услуги могут сделать человека счастливым, со временем крепнет. Отдельные приятные воспоминания могут приводить человека к иллюзии, что новый автомобиль на самом деле принес ему счастье».
Так что же делать? Мейвис и МакФерран предлагают переосмысливать значение покупок, по крайней мере, крупных. Когда вы думаете о покупке, как о возможном источнике счастья, постарайтесь вспомнить, как это происходило в прошлый раз, когда вы предполагали то же самое. Припомните также, что, в итоге, из этого вышло. «Если вы научитесь думать подобным образом», — утверждает МакФерран, «то это, возможно, убережет вас от лишних покупок». Если же вы действительно хотите изменить свою жизнь к лучшему, имеет смысл записаться на консультацию к психологу.
По материалам сайта http://news.health.com