В выборку второго эксперимента вошло 38 детей раннего возраста (средний возраст 28 месяцев). В этот раз ученые изменили два параметра. В комнате, где играли дети, находилось четыре игрушки и четыре живых существа: рыбка, хомяк, черный тарантул и черно-оранжевая калифорнийская горная королевская змея. Первые пять минут дети играли самостоятельно, а потом родители присоединились к игре. Снова оказалось, что дети больше внимания уделяли животным, а не игрушкам. То же самое можно было сказать и об их родителях. Взаимодействуя с пауком и змеей, дети и их родители проявляли определенную осторожность. Это поведение полностью соответствовало данным предыдущих исследований, в частности, что дети раннего возраста инстинктивно боятся пауков и змей.
Оппоненты выстроили свою критику вокруг того факта, что животные двигаются. Возможно, они только поэтому привлекают к себе больше непосредственного внимания детей, чем игрушки, а не потому, что они живые. Однако психологи во главе с ЛоБуе подчеркивают, что животные были малоподвижны. Исследователи специально посадили животных в маленькие клетки, чтобы те мало двигались. Кроме того, одним из критериев выбора животных была их природная малоподвижность. В частности, хомяки днем, как правило, спят. Во всяком случае, во время эксперимента хомяк как раз спал, а паук в принципе мало двигается.
В последнем исследовании психологи решили пожертвовать реализмом ради лучшего экспериментального контроля. Дети точно так же первые пять минут свободно играли в комнате сами, а в следующие пять минут к ним присоединялись их родители. Только в комнате находились всего лишь два объекта. С одной стороны комнаты ставилась клетка с животным, а с другой – игрушечная копия этого животного. Потом животное и его копия менялись. В качестве стимульного материала ученые в этом эксперименте выбрали тех же хомяка и рыбку, и еще добавили зеленого геккона. В этот раз дети так же проводили больше времени с живыми существами, а не с игрушками. Когда же к игре присоединились родители, то активный интерес к животному миру у детей только усилился. Психологи объясняют этот факт тем, что родители вольно или невольно стимулируют у своих детей желание общаться с живой природой.
«В будущем мы планируем провести исследование, которое поможет объяснить, почему дети и взрослые проявляют больше интереса к живым существам, а не к неодушевленным предметам. Мы также хотим понять, как можно направить этот интерес детей к животным в полезное русло», — сообщают исследователи.
ЛоБуе В, Блум Пикард М., Шерман К, Эксворд С, ДеЛоах Дж. (2013) Интерес маленьких детей к живым существам. Британский журнал психологии развития, 31 (1), 57-69
По материалам сайта http://bps-research-digest.blogspot.co.uk