Малышам живые существа интереснее игрушек

Несмотря на совет комика Вильяма Клауда Дукенфилда «никогда не работать с детьми и животными» группа американских психологов организовала исследование, в котором были задействованы и те и другие. Психологи решили выяснить, что интереснее детям – играть с животными или с игрушками. Что касается детей дошкольного возраста, то их предпочтения очевидны — они обожают возиться с домашними животными и ходить в зоопарк. Интерес к животным у детей раннего возраста обычно воспринимается как данность, но до сих пор на эту тему систематических исследований проведено почти не было. Некоторые работы были посвящены изучению интереса детей раннего возраста к фотографиям животных, но исследований, в которых в качестве стимульного материала выступают живые существа, практически не проводилось.

Ванесса ЛоБуе и ее коллеги сняли на видео игру 38 детей раннего возраста (средний возраст 24 месяца). Дети могли свободно играть и перемещаться по комнате, в которой лежало на полу 14 привлекательных игрушек, в том числе пожарная машина и мяч. У одной стены психологи поставили клетку с коричневым хомяком, а в противоположной части комнаты – аквариум с красно-голубой рыбкой. Эксперимент проводился в течение 10 минут. В это время родители детей-испытуемых тихо сидели в углу в той же комнате. Оказалось, что дети уделяли существенно больше внимания хомяку и рыбке, а не игрушкам. Даже две самые популярные игрушки, кукла и аэроплан, не выдержали конкуренции с представителями животного мира. Дети чаще обращали внимание на хомячка и рыбку, показывали на них и задавали вопросы.

В выборку второго эксперимента вошло 38 детей раннего возраста (средний возраст 28 месяцев). В этот раз ученые изменили два параметра. В комнате, где играли дети, находилось четыре игрушки и четыре живых существа: рыбка, хомяк, черный тарантул и черно-оранжевая калифорнийская горная королевская змея. Первые пять минут дети играли самостоятельно, а потом родители присоединились к игре. Снова оказалось, что дети больше внимания уделяли животным, а не игрушкам. То же самое можно было сказать и об их родителях. Взаимодействуя с пауком и змеей, дети и их родители проявляли определенную осторожность. Это поведение полностью соответствовало данным предыдущих исследований, в частности, что дети раннего возраста инстинктивно боятся пауков и змей.

Оппоненты выстроили свою критику вокруг того факта, что животные двигаются. Возможно, они только поэтому привлекают к себе больше непосредственного внимания детей, чем игрушки, а не потому, что они живые. Однако психологи во главе с ЛоБуе подчеркивают, что животные были малоподвижны. Исследователи специально посадили животных в маленькие клетки, чтобы те мало двигались. Кроме того, одним из критериев выбора животных была их природная малоподвижность. В частности, хомяки днем, как правило, спят. Во всяком случае, во время эксперимента хомяк как раз спал, а паук в принципе мало двигается.

В последнем исследовании психологи решили пожертвовать реализмом ради лучшего экспериментального контроля. Дети точно так же первые пять минут свободно играли в комнате сами, а в следующие пять минут к ним присоединялись их родители. Только в комнате находились всего лишь два объекта. С одной стороны комнаты ставилась клетка с животным, а с другой – игрушечная копия этого животного. Потом животное и его копия менялись. В качестве стимульного материала ученые в этом эксперименте выбрали тех же хомяка и рыбку, и еще добавили зеленого геккона. В этот раз дети так же проводили больше времени с живыми существами, а не с игрушками. Когда же к игре присоединились родители, то активный интерес к животному миру у детей только усилился. Психологи объясняют этот факт тем, что родители вольно или невольно стимулируют у своих детей желание общаться с живой природой.

«В будущем мы планируем провести исследование, которое поможет объяснить, почему дети и взрослые проявляют больше интереса к живым существам, а не к неодушевленным предметам. Мы также хотим понять, как можно направить этот интерес детей к животным в полезное русло», — сообщают исследователи.

ЛоБуе В, Блум Пикард М., Шерман К, Эксворд С, ДеЛоах Дж. (2013) Интерес маленьких детей к живым существам. Британский журнал психологии развития, 31 (1), 57-69

По материалам сайта http://bps-research-digest.blogspot.co.uk