Видаад Заман из Университета Центральной Флориды и его коллега Робин Фиваш из Университета Эмори решили выяснить, как отличаются между собой отцовский и материнский стили повествования, когда родители по памяти рассказывают истории или сказки своим детям-дошкольникам. Психологи наблюдали за тем, насколько подробно папа и мама рассказывают истории своим детям, и в какой степени дети эмоционально увлечены этим рассказом.
Предыдущие исследования в данной области показали, что воспроизведение родителями по памяти историй позволяет детям самим интерпретировать полученную информацию, а также связывать воедино прошлое, настоящее и будущее. Также было обнаружено, что родители склонны рассказывать сыновьям истории менее подробно, чем девочкам.
В эксперименте участвовали 42 семьи с детьми от четырех до пяти лет. Отца и маму попросили вспомнить четыре события из прошлого, когда их ребенок испытывал яркие эмоции, такие как счастье или грусть, когда у ребенка был конфликт со сверстником или родителем, а также две последних ситуации, когда они с ребенком вместе играли. После этого папа и мама по очереди вспоминали с ребенком эти истории. Второй родитель при этом не присутствовал.
Оказалось, что, вспоминая прошедшие события, матери рассказывают о них своему ребенку более подробно, чем отцы. В то же время, в противовес данным предыдущих исследований, в этот раз ученые не обнаружили различий в том, насколько подробно отцы рассказывают истории своим сыновьям или дочерям – пол ребенка здесь не сыграл существенной роли.
Обычно матери стараются вкладывать больше эмоций в свой рассказ, чем отцы. Закончив повествование, они, как правило, обсуждают с ребенком эти события и объясняют ему детали. Такое тесное взаимодействие помогает ребенку сформировать свое собственное видение и впечатление о произошедшем событии. Психологи считают, что, независимо от того, что это был за опыт, дети, благодаря такому общению с матерью, учатся проживать и обсуждать важные для них события. Возможно, матери так много усилий тратят на обсуждение ситуаций из прошлого, чтобы помочь ребенку справиться со сложными эмоциями и негативным опытом. Авторы полагают, что эти результаты «являются первым необходимым шагом к пониманию, как, рассказывая истории из прошлого, родители формируют гендерные роли мальчиков и девочек, и как впоследствии мальчики и девочки могут действовать в соответствии с этими ролями в своей жизни».
Результаты работы опубликованы в журнале Sex Roles.
По материалам сайта http://psychcentral.com
Разобраться в эмоциональном состоянии ребенка и гармонизировать детско-родительские отношения поможет наш детский психолог Елена Валовая.