После этого психологи показали эти правила 593 испытуемым в возрасте от 18 до 52 лет и попросили их вспомнить своего знакомого в Фейсбуке, приятеля или близкого друга и сказать, насколько они считают правильным соблюдать каждое из этих 36 правил по отношению к этому человеку. В итоге, из 36 правил, сформулированных на фокус-группах, большинство участников одобрило только 13. Вот они:
Если я размещаю пост в профиле другого человека, то мне следует ждать от него/нее ответ.
Я НЕ должен неуважительно отзываться в ФБ об этом человеке.
Я обязан подумать, как мой пост может негативно сказаться на отношениях этого человека с другими пользователями ФБ.
Если я что-то выложил у человека в профиле, что он потом удалил, то я не должен опять это «постить».
Я должен общаться с этим человеком вне ФБ.
Я должен представлять себя этому человеку позитивно, но честно.
Я НЕ должен допускать, чтобы общение с этим человеком в ФБ отвлекало меня от выполнения моей работы.
Я НЕ должен размещать в ФБ информацию, которую этот человек может потом как-то использовать против меня.
Общаясь с этим человеком в ФБ, я должен использовать здравый смысл.
Мне следует подумать о том, не повлияет ли негативно ли мой пост на карьеру этого человека.
Мне следует поздравлять этого человека с днем рождения каким-либо другим способом, не через ФБ.
Мне следует заботиться об имидже этого человека, когда я размещаю свой пост на его странице.
Я НЕ должен слишком заострять внимание на том, какая мотивация у этого человека вести ФБ.
Есть еще четырнадцатое правило, с которым согласились почти все испытуемые. Оно звучит так: «Я должен понимать, какие последствия в реальной жизни могут быть от того, что этот человек обо мне пишет в ФБ».
Психологи разделили список из 36 правил на пять смысловых категорий: каналы коммуникации (например: «Я должен общаться в чате с этим человеком»); контроль и нечестность (например: «Если этот человек меня компрометирует, я должен его заблокировать»); поддержание отношений (например: «Я должен поздравить этого человека с днем рождения в ФБ»); негативные последствия для себя (например: «Я не должен размещать информацию, которую этот человек сможет против меня использовать») и негативные последствия для «друга» (например: «Я должен защищать имидж этого человека онлайн»).
Ученые также заметили, что важность категории правил для испытуемого зависит от типа его отношений с виртуальным «френдом» в ФБ. В отношениях с близкими друзьями наиболее важными оказались коммуникативные правила и правила, касающиеся защиты друзей. Со знакомыми на первый план выступали правила контроля и защиты от обмана. Правила поддержания отношений были оценены как очень важные при взаимодействии со знакомыми и приятелями. По отношению к близким друзьям эти правила отошли на второй план, поскольку общение с этими людьми происходит по большей части вне ФБ.
Конечно, у данного исследования есть определенные ограничения. Во-первых, выборка испытуемых состояла лишь из американских студентов. Во-вторых, не было проведено наблюдение над поведением пользователей в ФБ. Тем не менее, Брайант и Мармо считают, что их работа «может послужить отправной точкой к будущим исследованиям правил взаимодействия в цифровую Эру». Психологи также отметили, что им интересно было бы организовать новое исследование и посмотреть, что происходит, когда эти правила общения нарушаются.
Е. Брайант.и Дж. Мармо (2012). Правила дружбы в Фейсбуке: двухступенчатая оценка норм взаимодействия с близкими друзьями, приятелями и знакомыми. Журнал социальных и личных отношений. 29 (8).
По материалам сайта http://bps-research-digest.blogspot.co.uk/