В первом эксперименте психологи создали искусственные условия, моделирующие выгоды, получаемые испытуемым от общения со своим социальным окружением при разных экономических обстоятельствах. В этих условиях ученые наблюдали за поведением людей, имеющих различное количество друзей и различную степень близости с этими друзьями. Также в эксперименте была возможность отследить, сколько ресурсов приходилось вкладывать в дружбу разного типа. Гипотеза психологов подтвердилась. Оказалось, что если человек никуда долго не переезжает, и его материальная ситуация оставляет желать лучшего, для него будет полезнее иметь мало друзей, но сохранять с ними очень глубокие близкие отношения. Если же сам человек и его окружение имеет тенденцию часто переезжать, то независимо от экономических условий стратегия поверхностного общения с широким кругом людей для него предпочтительнее.
Чтобы проверить, насколько полученные ими результаты отражают картину реального мира, Оиши и Кесебир организовали еще один эксперимент. Воспользовавшись онлайн сервисом Амазона Mechanical Turk, они провели опрос 247 американцев. Опросник был разработан так, чтобы его результаты можно было сопоставить с результатами предыдущего, моделирующего эксперимента. Участников просили назвать друзей трех разных типов: очень близких, близких друзей и приятелей. Чтобы оценить стратегию поведения участников в своей социальной сети, их попросили представить, что все их время, энергия и деньги ограничены 60 очками. Психологи дали задание испытуемым распределить эти 60 очков между друзьями трех типов. Участники также давали оценку своему личному благополучию. Данная оценка складывалась из трех параметров: удовлетворенность жизнью, наличие положительных эмоций и отсутствие негативных эмоций. Ученые также использовали данные переписи населения, чтобы понять степень миграции и средний доход семей в районах, соответствующих почтовым индексам, указанным испытуемыми.
Результаты второго эксперимента в полной мере отразили картину предыдущего. В районах со стабильным и относительно невысоким уровнем дохода семьи, где частые переезды не были распространены, участники, придерживающиеся стратегии тесной дружбы с немногими людьми, сообщали о большем благополучии в сравнении с испытуемыми со стратегией общения с многочисленными приятелями. Примечательно, что о субъективном благополучии сообщали участники со стратегией выстраивания широкой и поверхностной социальной сети и с уровнем дохода либо низким и нестабильным, либо высоким и стабильным, либо высоким и нестабильным.
Оиши и Кесебер полагают, что проведенные ими эксперименты четко указывают на роль социальных и экономических факторов, в частности тенденцию к частой смене места жительства и экономическую защищенность, в определении наиболее адаптивной стратегии построения личной социальной сети.
«Поскольку в Соединенных Штатах экономическая ситуация продолжает ухудшаться, а люди стали реже переезжать с места на место, оптимальным для американцев сейчас было бы изменить стратегию поверхностного общения с широким кругом людей на стратегию общения с немногими, но очень близкими друзьями. Несмотря на то, что Америка считается страной самых сильных слабых связей, мы даем такую рекомендацию», — отмечают психологи.
По материалам сайта http://www.psychologicalscience.org
Если вы испытываете проблемы в общении с другими людьми, чувствуете себя одиноким и неуверенным в себе, то специалисты нашего психологического центра «Решение» помогут вам справиться с этими и другими трудностями. Подробнее узнать об условиях оказания психологической помощи вы можете на странице с описанием услуг нашего центра.