Организация супервизии через телеконференцию как эффективный метод развития психологов

Психотерапия – это деятельность, требующая постоянного обучения. Практикующим психологам необходимо периодически посещать программы повышения квалификации, обучающие семинары, тренинги и супервизии. Это позволяет специалистам по новому взглянуть на свою работу с клиентами, обогатить арсенал психотерапевтических методик, повысить свое мастерство. На одном из таких тренингов психотерапевтов обучают качественно проводить мотивационное интервью, используя обратную связь и полученные от клиентов сигналы. Как правило, на таких тренингах для обучения проведению мотивационного интервью используют ролевые игры.

Другая популярная форма обучения и развития профессиональных навыков у психологов – это анализ записей психотерапевтических сессий. С разрешения клиента психолог записывает консультацию на диктофон, и потом приносит аудиозапись своему супервизору. Тот, в свою очередь, помогает супервизируемому развить навыки проведения мотивационного интервью и других психотерапевтических техник. Несмотря на то, что и тренинг, и анализ аудиозаписей призваны помочь психологу усовершенствовать свои психотерапевтические навыки, эффект от такого обучения обычно нестоек. Наработки, полученные на тренингах, могут оказаться не вполне применимы в реальных психотерапевтических ситуациях с клиентами, а между психотерапевтической сессией и разбором ее записи проходит значительное время. Таким образом, теряется возможность что-либо изменить в живом психотерапевтическом процессе.

Сотрудник факультета психиатрии Колумбийского университета Дженифер Смит провела исследование, направленное на проверку эффективности самой скорой помощи в развитии профессионализма психологов. Супервизия через телеконференцию (TCS) – это удаленная супервизия, которая проводится непосредственно во время психотерапевтической сессии. Смит оценила работу 97 психотерапевтов, недавно прошедших либо тренинг-супервизию, либо супервизию, включающую анализ аудиозаписей психотерапевтических сессий, либо супервизию через телеконференцию. При проведении супервизии через телеконференцию психологи работали в наушниках с актерами, изображавшими наркозависимых пациентов. Участники исследования вели психотерапевтические сессии на протяжении 5 недель, затем оценивались их навыки про проведению мотивационного интервью сразу по окончании психотерапии и снова спустя 8 и 20 недель.

Смит обнаружила, что психотерапевты, прошедшие супервизию через конференцию, достигли большего мастерства в проведении мотивационного интервью, чем психотерапевты из других экспериментальных групп. Они стали проявлять больше эмпатии к своим клиентам, меньше с ними спорить и вступать в негативную конфронтацию во время психотерапевтических сессий. При сравнении качества обучения психологов по этим трем позициям, самым эффективным оказалась супервизия через конференцию, на втором месте – супервизия с анализом видеозаписей и на третьем – супервизия в форме тренинга. Правда, Смит указала, что во время супервизии через конференцию некоторые психологи начинали сильно зависеть от своих наставников. Она считает, что супервизорам следует использовать более мягкий и открытый стиль работы, и что в центре их внимания должно находиться умение психологов самостоятельно выбирать в процессе психотерапии наиболее адекватную стратегию работы. Ученый отмечает: «Результаты нашего исследования указывают на необходимость длительной супервизии, сочетающей методы супервизии через телеконференцию и анализ аудиозаписей. Именно так можно вырастить высококвалифицированных психологов, принадлежащих профессиональному психологическому сообществу».

Смит Дж.Л., Карпентер К.М., Амрейх П.С., Брукс А.С., Левин Д., Шрейбер Е.А. и др. (2012). Использование супервизии через телеконференцию в обучении психотерапевтов, работающих с наркозависимыми клиентами, мастерству проведения мотивацинного интервью. Журнал консультативной и клинической психологии.

http://www.goodtherapy.org/blog/teleconferencing-supervision-motivational-interviewing-0427122/