Представление семилетнего ребенка о своих способностях зависит от того, как хвалили его родители

Новое исследование доказывает правдивость рекомендаций детских психологов – родителям стоит оценивать не черты личности ребенка, а приложенные им усилия. Это поможет привить детям понимание, что их способности могут развиваться, и что трудности – это знак того, что можно чему-то научиться.

 

Ученые впервые организовали наблюдение, позволяющее узнать, как в повседневной жизни родители хвалят своих маленьких детей, и проследить, каким образом эти оценивающие реплики родителей влияют на мировоззрение ребенка через пять лет. В рамках этого наблюдения психологи посетили 53 семьи. На протяжении 90 минут они смотрели, как родитель взаимодействует со своим ребенком. Это делалось во время игры, кормления ребенка или любых других повседневных дел. Детям на момент наблюдения было 14, 26 или 38 месяцев. Через пять лет психологи задали этим уже подросшим детям несколько вопросов об их отношении к способностям, преодолению трудностей и формированию положительных сторон характера.Оказалось, что чем больше родители хвалят своих двух-трехлетних детей за предпринятое ими усилие в сложном для них деле, тем больше вероятности, что к семи-восьми годам у этих детей сформируется представление о том, что ум и нравственные качества развиваются постепенно. Так, например, такие дети считают, что если человек много трудится, то он становится умнее, и отрицают точку зрения, что непослушный ребенок непременно навсегда таким и останется. После того, как ученые исключили вмешательство в эксперимент таких дополнительных переменных как социоэкономический статус семьи, мировоззрение самих родителей относительно возможностей человека и общее количество оценочных реплик родителей, данная закономерность сохранилась.

Ученые отдают себе отчет в том, что их исследование имеет некоторые ограничения. Во время эксперимента родители знали, что за ними ведется наблюдение, и, возможно, как-то корректировали свое поведение, которое в быту на самом деле было иным. В то же время, ученые полагают, что результаты их работы имеют важное практическое значение. Ведь похвалу за старание и конкретные действия ребенка можно рассматривать не только как предвестник, но и как инструмент формирования у него веры в свой потенциал и развития познавательной мотивации. Если родители научатся хвалить своих детей не за качества их личности, а за предпринятые ими усилия, они окажут им неоценимую помощь в будущем. Таким детям будет легче реализовать свои способности, как в социальной, так и в профессиональной жизни.

Дополнительные результаты исследования оказались интригующими. Было показано, что если родители сами убеждены в том, что способности и личностные качества при желании можно постепенно развить, они чаще адресуют похвалу к личности ребенка, а не к его действиям. По версии ученых, это связано с тем, что родители хотят таким образом повысить самооценку ребенка, чтобы, окрыленный, он мог лучше развить свои способности.

Также подтвердились результаты предыдущих исследований, свидетельствующих о том, что родители склонны чаще давать положительную оценку личности девочек, а мальчиков чаще хвалят за их действия. Через 5 лет после проведения наблюдения при опросе мальчиков и девочек оказалось, что верят в развитие способностей и личностных качеств чаще мальчики, чем девочки. Эти данные согласуются с мнением, которое можно часто встретить в литературе по детской психологии – что девочки в сравнении с мальчиками чаще склонны объяснять свои неуспехи отсутствием способностей, например, к математике или естественным наукам. Вероятно, это связано с тем, что девочек в раннем возрасте хвалят за их старания реже.

По материалам сайта http://bps-research-digest.blogspot.ru/