Ученые отдают себе отчет в том, что их исследование имеет некоторые ограничения. Во время эксперимента родители знали, что за ними ведется наблюдение, и, возможно, как-то корректировали свое поведение, которое в быту на самом деле было иным. В то же время, ученые полагают, что результаты их работы имеют важное практическое значение. Ведь похвалу за старание и конкретные действия ребенка можно рассматривать не только как предвестник, но и как инструмент формирования у него веры в свой потенциал и развития познавательной мотивации. Если родители научатся хвалить своих детей не за качества их личности, а за предпринятые ими усилия, они окажут им неоценимую помощь в будущем. Таким детям будет легче реализовать свои способности, как в социальной, так и в профессиональной жизни.
Дополнительные результаты исследования оказались интригующими. Было показано, что если родители сами убеждены в том, что способности и личностные качества при желании можно постепенно развить, они чаще адресуют похвалу к личности ребенка, а не к его действиям. По версии ученых, это связано с тем, что родители хотят таким образом повысить самооценку ребенка, чтобы, окрыленный, он мог лучше развить свои способности.
Также подтвердились результаты предыдущих исследований, свидетельствующих о том, что родители склонны чаще давать положительную оценку личности девочек, а мальчиков чаще хвалят за их действия. Через 5 лет после проведения наблюдения при опросе мальчиков и девочек оказалось, что верят в развитие способностей и личностных качеств чаще мальчики, чем девочки. Эти данные согласуются с мнением, которое можно часто встретить в литературе по детской психологии – что девочки в сравнении с мальчиками чаще склонны объяснять свои неуспехи отсутствием способностей, например, к математике или естественным наукам. Вероятно, это связано с тем, что девочек в раннем возрасте хвалят за их старания реже.
По материалам сайта http://bps-research-digest.blogspot.ru/