Тренинги управления эмоциями не помогают пограничным подросткам

Когда подростки, страдающие пограничным расстройством личности, в дополнении к индивидуальной психотерапевтической помощи посещают тренинги развития эмоциональной компетентности, это не дает практически никакого дополнительного эффекта — свидетельствует новое психологическое исследование. Основная цель тренинга эмоциональной саморегуляции состоит в том, чтобы обучить подростков контролировать выражение своих эмоций и справляться со стрессом. Участники тренинга работают над изменением мышления, развитием внимания и осознанности, учатся конструктивно общаться. Такие тренинги включают в себя элементы различных видов психотерапии и предусматривают выполнение домашних заданий.

Психологи из медицинского центра при университете Гронингена в Нидерландах решили выяснить, насколько помогают такие тренинги развития эмоциональной компетентности подросткам с диагнозом «пограничное личностное расстройство».

В качестве испытуемых Марьеке Щупперт с коллегами отобрали 109 пограничных подростков. У большинства из них (73 процента) был диагноз «пограничное личностное расстройство», у остальных подростков наблюдались лишь отдельные симптомы этого заболевания.

Подростков разделили на две группы. В экспериментальную группу вошли 54 человека. Помимо сеансов психотерапии они посещали тренинг эмоциональной саморегуляции. Во второй группе, состоящей из 55 подростков, испытуемые получали только психотерапевтическую помощь.

Каждый участник исследования продолжал принимать таблетки, ходить на семейную и индивидуальную психотерапию. Подростки, вошедшие в экспериментальную группу, также в течение 17 недель раз в неделю ходили на тренинг. Продолжительность каждого занятия составляла 1 час 45 минут. Результаты исследования показали, что спустя 17 недель у всех подростов уменьшились симптомы заболевания и улучшилось качество жизни. Таким образом, тренинги развития эмоциональной компетенции никак не сказались на общей эффективности психотерапевтического воздействия.

«Очень важно, чтобы родители пограничных подростков пользовались услугами только профессиональных лицензированных психологов, применяющих научно-обоснованные психотерапевтические подходы. Результаты исследования подтверждают, что успех психологической помощи во многом зависит от умения психолога выстраивать доверительные отношения с подростком. Поэтому в первую очередь стоит убедиться, что подросток с удовольствием ходит на психотерапию, что ему там комфортно и его все устраивает. Полезно также узнать у психолога о возможности проведения семейной терапии и посещать специалиста всей семьей. Ваша поддержка и участие в решении проблем очень помогут», считает лицензированный психолог Шеннон Колаковски.

http://psychcentral.com/news/2012/12/22/emotional-training-falls-short-for-borderline-teens/49542.html