Данное исследование провели преподаватель менеджмента в университете Южной Калифорнии Скотт Вилтермаус и сотрудник Стендфордской высшей школы бизнеса Фрэнсис Флинн. По словам Вилтермауса, начинающим менеджерам следует учесть, с какими дополнительными трудностями они могут столкнуться, если получат больше власти. «Мы заметили, что если студент нашего MBA класса убежден в том, что у него есть власть, он начинает выдавать очень категоричные ответы на тему: что такое хорошо и что такое плохо», — отмечает профессор.
Похожую ситуацию наблюдали ученые, когда проводили эксперимент с другими испытуемыми. «Когда человек чувствует власть, он сразу начинают жестче наказывать других за неочевидные проступки. Эта связь власти с суровостью наказания может создать менеджерам очень серьезные проблемы. Абсолютно справедливое, в глазах менеджера, наказание другие люди могут расценить как драконовские методы», — сообщает Вилтермаус.
Ученые провели серию из четырех экспериментов, в которых давали почувствовать испытуемым власть. Психологи давали им возможность контролировать ресурсы и принимать решение о наградах и наказаниях. Оказалось, что при столкновении с нарушениями наделенные властью участники эксперимента чаще говорили «да, поведение аморально», чем оправдывали поступок. Фраза «Это зависит от» была очень популярна среди не имеющих власти испытуемых, но обладающие властью участники ее почти не произносили. По словам Вилтермауса, когда человеку дают почувствовать власть, эта уверенность в своей правоте заставляет его выносить более суровое наказание.
Ученые обнаружили, что такая определенность морального выбора чаще всего ведет к наказаниям, а не бонусам за хорошее поведение. «Наше исследование вовсе не показывает, что черно-белое мышление в этических вопросах способствует получению власти. Результаты означают лишь то, что когда у человека появляется власть, он начинает мыслить очень категорично», — подчеркивает Вилтермаус.
Психологи предупреждают, что такое черно-белое мышление и зависимость меры наказания от ощущения власти может привести к серьезным проблемам в государственном и частном секторе. Не наделенные властью и способные к более объективной оценке люди могут опротестовать решение менеджера, что, в свою очередь, подорвет авторитет этого руководителя или организации.
В качестве примера Вилтермаус приводит Конгресс США, где должностные лица с убийственной уверенностью выносят вердикты: «Возникает естественный вопрос, как же они могут так категорично судить о таких сложных вопросах? Может быть, у них просто так мало времени в эфире, что они не могут долго рассуждать перед своими избирателями? Но может также оказаться, что эти политики чувствуют свою власть настолько сильно, что теряют чувствительность к полутонам и способны видеть ситуацию только в черно-белом свете».
Вилтермаус собирается продолжить свое исследование. Психолог планирует провести формирующий эксперимент, направленный на снижение феномена «моральной очевидности» и взращивания здорового чувства сомнения».
Исследование опубликовано в Журнале Академии Менеджмента.
По материалам сайта http://psychcentral.com/