О десятиминутных перерывах между психологическими консультациями

31.07.15

Листала недавно блог американского психолога. Внимание привлек пост под названием «600 секунд». В конце 80-х была новостная передача под таким названием, шла сразу после программы «Время» по питерскому каналу. А здесь тема определенная – о важности 10-минутных перерывов между очными психотерапевтическими сессиями. Автор рассказывает, что он успевает сделать за эти десять минут: попрощаться с клиентом; сделать заметки по следам консультации; проверить звонки и почту; перезвонить и написать, соответственно, если связаться нужно срочно; сходить в туалет; попить и перекусить; найти и просмотреть файл с записями по работе со следующим клиентом; собраться, подышать, настроиться на новую работу; поприветствовать нового клиента.

Действительно, дел много, и десяти минут может даже не хватить. Когда есть возможность, я стараюсь составлять расписание так, чтобы перерыв был не десять минут, а целых полчаса. Это, честно говоря, бывает крайне редко. Чаще перерывов не делаю совсем, оставляю себе две минуты уж совсем на необходимое. За это время как раз новый клиент успевает снять верхнюю одежду, отдышаться, сделать себе чай, собраться с мыслями. Почему у моего коллеги находится именно 10 свободных минут? Длительность его консультаций 50 минут, а не час, как, например, у меня. Можно было бы взять с него пример и тоже сократить время работы. Но, честно говоря, мне и часа бывает мало. Возможно, предпочитаемая длительность сессий зависит от темперамента психолога и от подхода, в рамках которого он работает. Так, у моей коллеги, консультирующей, в основном, в русле телесноориентированного направления, сессии длятся полтора часа. Для меня это может быть много, но 50 минут мало категорически. Такой уж у меня стиль работы, что самыми насыщенными оказываются именно последние полчаса. Другой вопрос, что я так привязалась к этим 50 минутам? Клиентам не обязательно назначать время ровно, скажем, в час дня или в 15.00. Время встречи в 13.45 – звучит интригующе, и, возможно, организовывает даже лучше, но так психолог может работать или дома, или в своем частном кабинете. В условиях почасовой субаренды (а именно так мне сейчас, пока дочка маленькая, консультировать удобнее всего) дробить часы невозможно. Итак, возникает вопрос, как компенсировать недостаток этих десятиминутных перерывов между консультациями?

Почту я спокойно проверю дома. Чтобы проверить звонки, достаточно нескольких секунд. Перезваниваю я только уж совсем в экстренных случаях. Заметки по следам прошедшей сессии обязательно веду, но это тоже можно сделать вечером дома. И читаю их потом накануне следующей консультации, тоже дома. Когда, полтора года назад, я училась на 5 ступени Понимающей психотерапии, у нас эти заметки назывались «аннотацией». Это текст в один абзац в любом жанре. Цель – запомнить, что было на сессии и, если случай будет передаваться коллеге, помочь ему создать представление об уже проделанной работе. Мы тогда даже экспериментировали со временем: писали аннотацию сразу после сессии и уже в качестве домашнего задания. Получалось по-разному, но полезным было и то, и то. Я сомневаюсь, что у меня хватило бы энтузиазма писать аннотацию каждый раз после сессии дважды. Если учесть, что секунды между сессиями и, правда, драгоценные, то лучше, все-таки, делать записи дома.

На самом деле я с американским коллегой совсем не спорю. Абсолютно с ним согласна, что десятиминутные перерывы между психологическими консультациями здорово помогают в работе. Просто хочу добавить, что иногда, в силу других приоритетов, этого времени не остается. И тогда на телефоне копится число неотвеченных вызовов, тренируется память, способность быстро переключать внимание и глубоко дышать во время «смол токов». Кстати, про «смол токи» с клиентами у этого психолога видела отдельный пост. Надо будет почитать. Американцы – мастера поддерживать разговоры на нейтральные темы, что весьма актуально, особенно зимой. Пока клиент одевает пальто, о наболевшем говорить уже некстати, а просто о жизни – самое время.

психолог Елена Виноградова