Профессия – собеседник

23.10.15

На популярном ныне сайте Авито случайно наткнулась на услугу «собеседник», он же «слушатель». С человеком можно встретиться на нейтральной территории, как правило, в каком-нибудь кафе в центре города, и говорить, говорить, говорить. Он готов слушать вас столько, сколько вам надо, может дать какой-нибудь комментарий, выразить свое мнение, дать совет, а может просто молча кивать, говорить «угу» и продолжать слушать. Зависит от ваших предпочтений. Цена вопроса небольшая – от 300 до 1500 рублей в час.

Есть среди таких слушателей профессиональные коучи, но психологов почти нет. Кто-то даже специально противопоставляет себя психологам. Мол, психологи будут возиться в ваших проблемах, утопнете в них еще больше, а я просто выслушаю. Здесь хочется, конечно, сразу вступиться за все психологическое сообщество. Во-первых, погружение в проблемы пришедшего за помощью человека вовсе не ведут к тому, что он, в конце концов, в них погрязнет. Наоборот, если набраться смелости посмотреть в глаза своей боли, своему страху, они обязательно потеряют в размерах. Кроме того, психолог – он ведь не только слушатель, в его работе много других важных граней. Каких именно – зависит от психотерапевтической школы, в рамках которой специалист работает.

Возвращаясь к «собеседникам», хочу подчеркнуть нужность этой новой профессии. К сожалению, мало кто умеет по-настоящему слушать. Проще дать совет, одернуть, или вовсе обесценить переживания. А бывает так необходимо просто выговориться. Психологи много пишут о пользе выслушивания, переформулирования слов говорящего. Есть даже специальные научные работы, посвященные этому вопросу. Например, креативные задачи решаются легче, если у испытуемого есть возможность послушать собственные рассуждения со стороны. Да и в обычной жизни вслух проговорить свои переживания, идеи бывает весьма продуктивно. Мысли приобретают четкость, выстраивается логика. «Про себя» мысли имеют свойство «проглатываться», но когда рядом есть внимательный слушатель, приходится формулировать свои мысли развернуто и доходчиво. А там, глядишь, что-то новое для себя от себя же и услышать можно. Жаль только, в культуре у нас не очень принято быть внимательным слушателем. В идеале, конечно, хорошо бы выговориться близкому человеку, поделиться с ним наболевшим, получить поддержку. Но такая счастливая возможность есть не у всех, поэтому на профессию слушателя спрос должен быть.

психолог Елена Виноградова

1 Комментарий “Профессия – собеседник


  1. Аноним сказал:

    Я бы поработала таким «собеседником»

Комментирование закрыто.