О психологическом центре

21.02.13

В последние годы люди у нас в стране постепенно стали привыкать к слову «психология» и более спокойно относиться к возможности обратиться к психологу за помощью. Конечно, еще сильны стереотипы о том, что услугами психолога пользуются только «психи», и что «нормальный мужик» к психологу не пойдет. Но в больших городах, особенно в Москве, таких стереотипов меньше, а стрессы и экзистенциальные проблемы, особенно актуальные для городских жителей, заставляют всерьез задуматься о профессиональной помощи. И тогда на первый план встает вопрос, куда обратиться: в психологический центр, или к психологу, работающему самостоятельно. Однозначного ответа здесь нет. Как в психологических центрах, так и среди частнопрактикующих специалистов встречаются и очень сильные, грамотные психологи, и откровенные шарлатаны. Администрация психологического центра отвечает за качество услуг психолога, и в конфликтной ситуации, если у клиента будет такое желание, всегда может выступить третьей стороной. Но не все частные психологические центры дорожат своей репутацией. Некоторые центры даже позиционируют себя не как психологические в чистом виде, а как, например, парапсихологические, эзотерические и т.п. К профессиональной психологии это имеет мало отношения. Есть клиенты, которые изначально настроены на получение именно такой псевдопсихологической помощи с эзотерическим или астрологическим уклоном. Это их личный выбор, и они пользуются теми услугами, которые сами хотят получить. А тем, кто заинтересован в помощи именно психолога, а не чародея, по главной странице сайта психологического центра даже проще составить представление о качестве услуг, чем по сайту-визитке частнопрактикующего психолога.

Некоторые потенциальные клиенты боятся, что при обращении в психологический центр им придется предоставить о себе всю биографическую информацию, в том числе и паспортные данные. В каждом частном центре свои правила, и где-то действительно приходится заполнять полную анкету. Во всяком случае, этическое правило соблюдения конфиденциальности полученной от клиента информации напрямую касается каждого практикующего психолога. Психолог может нарушить правило конфиденциальности, только если узнает, что клиент представляет опасность для жизни и здоровья окружающих, либо для собственной жизни.

Когда сам психолог становится перед выбором, где ему работать – в частной практике или в психологическом центре, у него тоже появляются свои аргументы «за» и «против». С одной стороны, за один час психологической консультации специалист получит меньше денег, чем если он будет это делать частным образом. С другой стороны, ему не нужно брать на себя риски относительно аренды кабинета, нет необходимости тратить время и деньги на «раскрутку» своего бизнеса и привлечение новых клиентов – этим занимается администрация. Если коллектив психологического центра сплоченный, а корпоративная культура предусматривает доверие и уважение к каждому специалисту, то это большая удача для психолога. В этой профессии губительно вариться в собственном соку и останавливаться в своем развитии. Не может психолог высокого уровня все свое рабочее время тратить только на консультации, ему необходимо общение с коллегами. Это постоянное повышение квалификации, участие в конференциях, при необходимости прохождение дополнительной личной психотерапии и супервизии. У работников психологического центра есть дополнительная возможность – это бесплатное участие в коллегиальном обсуждении случаев, оперативное получение информации о событиях, происходящих в профессиональной сфере, расширение своего кругозора за счет опыта других психологов. В частности, я регулярно участвую и являюсь организатором интервизорской группы, где всегда есть возможность коллегиально обсуждать трудные случаи, как очные, так и онлайн. Стаж каждого психолога в нашей группе составляет не менее 12 лет. В интервизорскую группу входят представители самых разных психотерапевтических направлений – человеконцентрированного подхода, когнитивной терапии, психодрамы, гештальттерапии, понимающей терапии и др. Это разнообразие психотерапевтических школ дает возможность с разных точек зрения посмотреть на проблемы клиента. Таким образом, частнопрактикующий психолог всегда может обратиться к коллегам за помощью.

Таким образом, и в частной практике, и в работе сотрудником психологического центра есть свои плюсы и минусы. В любом случае, во время консультации работа будет строиться один на один со специалистом, и благодарность за результат клиент, скорее всего, будет чувствовать к конкретному психологу, а не к организации.

психолог Елена Виноградова