Поколение Z

22.05.14

На днях журналистка одной газеты попросила меня дать комментарий на тему трудовых качеств и мотивации современной молодежи. Как обычно, вопросов было много, а в итоговую статью вошло всего несколько предложений. Выкладываю полный текст. Конечно, это пока только прогнозы, поколение Z – еще совсем юное, мировоззрение пока только формируется, но определенные тенденции проследить уже можно.

— какие ожидания от работы у поколения Z (12-22 года)? Что для них важно и чего они хотят? Чем их запросы отличаются от запросов поколения У (22-35 лет)?

Представителям поколения Z важно работать в таком месте, где у них будет возможность творчески самовыражаться, искать свой собственный путь профессионального развития. Они не признают чужих шаблонов, им важно, чтобы руководители учитывали их мнение. Важно самим выбирать себе авторитеты и образцы для подражания.

Представители поколения Z ненавидят рутину, не хотят работать с 9 до 6 только потому, что «так положено», стремятся к гибкому графику и возможности время от времени работать удаленно. По их мнению, важно не сколько человек «отсидел» на работе и где он работал, а насколько хорошо с работой справился.

Запросы поколения Z во многом схожи с запросами поколения Y, что отличает оба поколения от поколения X (стремление получить быстрый результат, быстро достичь успеха, нежелание «начинать с низов», возможность применять мультизадачность на рабочем месте, желание принимать участие в важных решениях внутри компании, сохранять баланс между работой и личной жизнью, стремление учиться новому). Но есть и отличия. Для большинства Y важен внешний успех. Они хотят сделать быструю карьеру, получить престижные должности, обогнать конкурентов. Для Z соревнование не так существенно. Они больше стремятся раскрыть свою индивидуальность, найти призвание, чтобы заниматься своим делом и получать от этого удовольствие. Это поколение творцов, изобретателей, новаторов.

Поколение Z не выносит авторитетов и иерархии и стремится найти такого работодателя, чьи интересы и ценности совпадали бы с их собственными. И в то же время для Z внешняя похвала тоже очень важна, они к ней привыкли и ждут ее.

— те проблемы (какие?), которые появляются у молодых людей на новом месте работы — это их личностные проблемы или провалы в образовании?

Есть недостатки, которые проявляются у молодых людей просто в силу возраста. В частности, это эгоцентризм, неумение планировать свое рабочее время, ориентироваться на долгосрочную перспективу. Каждое поколение проходило через эти проблемы и, при достаточной личной мотивации и поддержке внешней среды, их перерастало.

Но есть и трудности, с которыми уже сталкиваются и будут сталкиваться работодатели в работе именно с представителями поколения Z. Прежде всего – это неумение работать в команде. И дома и в школе Z воспитывали как индивидуалистов, поощряли их уникальность, стимулировали к творчеству, но мало учили коллективно работать над одной целью. Социальные сети также поспособствовала формированию индивидуалистического мировоззрения. Основная активность молодежи в сетях – это продемонстрировать свои успехи, достижения, поделиться своими мыслями, выложить личные фотографии, основной посыл там – это «Я», а не «Мы». Однако если мудрый руководитель сумеет доходчиво продемонстрировать, что работа в команде даст возможность молодому человеку достигнуть его личных целей быстрее и эффективнее, поможет найти ему командную роль, в которой он будет чувствовать себя гармонично, то проблема будет решена.

Еще одна трудность для руководителей в работе с поколением Z, о которой я уже упоминала – это непризнание авторитетов. Здесь сказываются скорее не провалы в образовании, а исторические события, сопровождающие детство Z. Например, политические деятели у нас в стране (да и за рубежом, например, Клинтон) могли всячески почитаться, а буквально через пару лет их авторитет уже низводился до нуля, деятельность подвергалась резкой критике. И хотя маленьким детям политика не могла быть интересна, они слышали, как эмоционально обсуждают эти темы в семье, какие фразы доносятся с экранов телевизоров, что пишут в новостных лентах в интернете. Так у Z выработалась привычка прежде всего опираться на свое собственное мнение и интуицию. Кроме того, Z прекрасно ориентируются в потоке информации, и если им интересна разработка какой-то определенной темы, они без труда найдут в сети эксперта, которого посчитают достаточно компетентным, чтобы получить у него необходимые данные.

В связи с этим руководить молодыми людьми должен гибкий менеджер, умеющий применять современные способы донесения информации, мотивации и контроля. Например, в работе с Z очень эффективна инфографика.

— Какие конкретно Вы видите плюсы и минусы в современных молодых людях как в сотрудниках? Что им больше всего удается, а с чем проблемы?

Безусловный плюс молодых людей – это умение быстро принимать решения. Ритм современной жизни становится все динамичнее, и они замечательно под него подстраиваются. Правда, при этом не всегда учитываются возможные риски, что ведет к определенным последствиям. Но так нарабатывается опыт, без ошибок он невозможен.

Z как никто умеют быстро перерабатывать огромные пласты информации. Эрудиция и хорошая память утратили свое значение, эти функции переданы Гуглу. Теперь ценным стал навык точно сформулировать запрос и отобрать нужный материал. Поэтому, когда Z ставится новая задача, они добудут результат быстро. Правда, этот результат будет отличаться поверхностностью. Z не ориентированы на изучение глубинных закономерностей, лежащих в основе задачи корневых принципов. Главное – не тщательно изучить предмет, добиться предельной точности, а выдать решение, которое будет работать. Иногда это качество помогает в работе, но в некоторых случаях – мешает.

Еще плюсы – творческая направленность, любознательность, восприимчивость, гибкость, самостоятельность в обучении. Минусы – неумение работать в команде, нежелание заниматься рутинной деятельностью.

— «клиповое мышление», означающее, что молодые люди с трудом долго концентрируются на одном деле, — это миф или реальность?

Такой феномен действительно существует. Молодым людям свойственна некая фрагментарность восприятия. Здесь сказывается влияние интернета и СМИ. Упор в подаче информации делается не на логику, а на эмоции, текст в статьях становится все более коротким.

Так утрачивается способность к глубокому анализу, встраиванию длинных логических цепочек, но зато увеличивается скорость восприятия информации. «Клиповое мышление» защищает мозг от перегрузки.

— как молодые люди относятся к образованию: серьезно и готовы много трудится ради и во время него или спустя рукава, надеются потом найти работу не по профессии?

В настоящее время наблюдается более сильное расслоение среди молодежи в плане профессиональной мотивации. Есть молодые люди (их не так много), которые целенаправленно вкладываются в свое образование. Они уже знают несколько языков, учатся онлайн и, у кого есть возможность, проходят обучение за рубежом. Это будущие высококвалифицированные специалисты, для которых профессиональная самореализация является приоритетной.

Здесь очень многое зависит от воспитания в семье, а также от школы, в которой учится ребенок. Ведь на учебной мотивации во многом сказываются отношения с учителями.

К сожалению, многие подростки мало задумываются о своей будущей профессии и в учебу не вкладываются.

Есть еще один момент. Несмотря на то, что «скорость жизни» увеличивается, взрослеют сейчас гораздо позже, чем раньше. Современную молодежь обвиняют в инфантильности, но на деле период детства у них длится дольше. Скажем, в 17 веке 12-летние дети уже работали практически на равных на заводе со своими родителями, а сейчас в этом возрасте многие родители даже не разрешают своим чадам самостоятельно пользоваться городским транспортом. За это время человечество очень многого достигло и современным детям требуется больше времени, чтобы освоить эти пласты культуры. Поэтому эмоциональная зрелость у современных юношей и девушек наступает позже. Но со временем она обязательно наступит, благо – время для этого есть. Ведь и продолжительность жизни тоже растет.

— заметен ли спрос на рабочие профессии и желание молодежи идти в них или все-таки журналист/фотограф/копирайтер и любые гуманитарно-творческие профессии в фаворе до сих пор?

За последнее десятилетие профессиональный мир существенно изменился, а в будущем этих изменений будет еще больше. Так, по прогнозам американцев, в ближайшие 15 лет планируется появление 21 миллиона новых профессий. Молодые люди это чувствуют и готовы быстро адаптироваться к меняющемуся рынку труда.

Монотонный труд будет становиться все более автоматизированным. Это касается не только «рабочих» профессий. Даже преподаватели институтов все чаще записывают свои лекции на видео, а учебное время стараются больше посвящать непосредственной совместной деятельности со студентами, диалогу.

Поколение Z – это поколение творческих людей, и не только в гуманитарных областях. Молодые люди будут заниматься созданием новых продуктов, в том числе компьютерных, посвящать себя науке, внедрять новые схемы управления сложной техникой. Кто-то сделает своей профессией организацию и защиту мира информации, знаний.

Многие представители поколения Z настроены на работу фрилансерами. Они скорее хотят поставить на ноги свое собственное дело, чем работать в крупных корпорациях. Это согласуется с прогнозом роста спроса на индивидуальные услуги в связи с глобальной автоматизацией.

— Что важно для молодежи при выборе места работы? Есть ли тенденция на запрос об обязательной творческой составляющей работы? Грубо говоря, все хотят быть журналистами и фотографами и никто не хочет идти в рабочие профессии, считая, что там обойдутся неквалифицированными сотрудниками? Или это только в крупных городах так?

Научная работа – это тоже творческая работа. Ведение своего бизнеса – творчество. Молодежи важно найти свое призвание, реализовать свои задатки и способности, благо, сейчас для этого достаточно возможностей.

Конечно, не у всех молодых людей есть желание вкладываться в свое развитие. Эту категорию устроит и неквалифицированный труд. В провинции этот процент молодежи выше.

— Соответствует ли мнение поколения Z о себе в плане работы и карьеры реальным возможностям?

Самооценка у представителей поколения Z, как правило, завышенная, амбиций много. Они хотят быстрых успехов, не готовы сидеть подолгу на одном месте и ждать повышения. В то же время, возможностей у нового поколения действительно намного больше, чем, скажем, было в том же возрасте у поколения X. Поэтому, если неудачи и преграды не деморализируют молодого человека, но заставляют его искать новые решения, то такая энергия идет только на пользу.

— Поколение Z такое, какое есть из-за технического прогресса и Интернета или есть более глубокие причины?

Интернет, безусловно, повлиял очень сильно. Но есть и другие факторы влияния, и спорный вопрос, какие из них глубже. Это нестабильная ситуация в 90-е годы, стресс, который переживали родители Z в тот период, развитие мобильной связи, мировой финансовый кризис, терроризм, угрозы природных катаклизмов. Эти факторы воспитали гибкость и оперативность у молодежи, а также социальную ответственность. Привычка к мгновенному получению обратной связи поможет новому поколению быстро сориентироваться при возникновении чрезвычайных ситуаций и принять меры.

психолог Елена Виноградова