Женский коллектив

21.09.13

Участвовала на этой неделе в передаче «Круглый стол» ТВ Вечерней Москвы. Тема передачи была «Женский коллектив. Бои без правил». Кроме меня, в студию пригласили еще двух экспертов и коллектив одной попсовой женской группы, забыла название. Как обычно, успела сказать только малую часть того, что собиралась, так что продолжу здесь, в своем блоге.

Как-то принято считать, что женский коллектив – это обязательно плохо, что в нем лучше не работать, и психологический климат там нездоровый. Это далеко не всегда так. Правда, есть определенные зоны риска. По моим наблюдениям, чем более многочисленен женский коллектив, тем больше простора для интриг, сплетен и скрытых конфликтов. Когда коллектив маленький, скажем, 3-5 человек, то основные усилия ее членов все же идут на то, чтобы поддерживать жизнеспособность компании и конкурировать на внешнем рынке, а не между собой. В маленькой группе не так много есть, что делить, работа и поведение каждого на виду, поэтому и «распихивать локтями» смысла особенно нет. Если же численность женского коллектива переваливает, скажем, человек за 15-20, то неминуемо происходит распадение на малые группы, которые начинают между собой конкурировать. Начинается борьба за власть, за близость и покровительство руководству. Сотрудницы пытаются показать, что именно их отдел работает не покладая рук, а другие – только претворяются, что что-то делают, а если и выполняют какую-то работу, то непременно некачественно и непрофессионально. К сожалению, соблазн самоутвердиться за счет других у многих людей довольно силен, и если народу много, то нетрудно найти человека, которого можно использовать для этих целей. Это происходит не только в женском, но и в мужском, и в смешанном коллективе. Единственное, как я уже сказала, женщины более склонны спонтанно разбиваться на мини-группы и воевать этими группами между собой. Бывает достаточно активности одной сотрудницы-интригантки, чтобы по цепочке запустить эмоциональное «брожение» в головы других женщин. У мужчин конкуренция больше связана с конкретной работой и возможностью официально продвинуться по карьерной лестнице.

В чем еще отличия женского коллектива от мужского? Женщинам очень важно понимать, в каких отношениях они находятся со своими коллегами, как, в свою очередь, ее коллеги относятся друг другу и почему. Мужчинам, как правило, вдаваться в эти детали просто не интересно, им больше нравится обсуждать какое-то конкретное дело, объект или увлечение, чем особенности взаимодействия людей. Поэтому для многих женщин важным мотивирующим фактором на работе является возможность неформального общения с коллегами. Большинство мужчин равнодушны к такому времяпровождению, а кого-то это даже раздражает. В мужских коллективах люди часто бывают не в курсе, кто куда ездил в отпуск и с кем, как выглядят супруги коллег и сколько лет детям. Традиция показывать друг другу фотографии после отпуска распространена больше среди женщин. Женщины, как правило, более эмоциональны, чем мужчины. Они быстрее выходят из себя, но, зато, и улучшить эмоциональную атмосферу в офисе могут более талантливо. В работе, как и в повседневной жизни, женщины больше обращают внимание на детали, нюансы. Они с удовольствием будут выполнять монотонную, рутинную работу, требующую аккуратности. Мужчине же гораздо больше по душе стратегические задачи, работа, где можно рисковать, завоевывать, пробовать что-то новое. Практически для каждого человека независимо от пола важно, чтобы работа имела смысл и давала возможность для самореализации. Для многих женщин здесь важен еще один параметр – чтобы работа приносила пользу людям.

Конечно, это только тенденции. Есть женщины, для которых больше характерны традиционно мужские свойства, и наоборот. Опять же, если женский коллектив состоит из сотрудниц, для которых важно работать в здоровом психологическом климате, то вполне реально, приложив определенные усилия, так выстроить отношения внутри компании, чтобы коллегам было приятно друг с другом работать, а энергия тратилась на что-то действительно полезное. Без конкуренции, конечно, обойтись невозможно, но она может проявляться по-разному – открыто или в форме подковерных интриг. В большом коллективе полезно периодически проводить тренинги по командообразованию. Во-первых, это поможет новичкам лучше познакомиться с коллегами и с особенностями корпоративной культуры компании, быстрее адаптироваться. Во-вторых, на тренинге часто предусмотрена специальная часть, где есть возможность командам выступить друг перед другом в открытой борьбе, посоревноваться. Таким образом, дух соперничества у сотрудников будет удовлетворен, и станет понятна примерная расстановка сил, не только в профессиональном плане, но и по другим качествам – скорости реакции, сообразительности, креативности, физической ловкости и т.п. Важно только найти хорошего бизнес-тренера, который действительно сумеет выстроить качественный контакт с группой сотрудников и смоделировать учебные ситуации, отвечающие актуальным профессиональным задачам работников. Если коллектив маленький, то задачи командообразования можно решить и своими силами, без привлечения внешних специалистов.

психолог Елена Виноградова