Психологи разработали два опросника: «Родительская оценка выраженности избегающего поведения ребенка» и «Самоотчет ребенка о выраженности своего избегающего поведения». Каждый из них содержал по восемь вопросов, касающихся отношения ребенка к опасным ситуациям, например: «Когда ваш ребенок боится что-то делать, просит ли он заняться этим позже?» Некоторые вопросы из детского опросника выявляли привычки пассивного избегания у ребенка: «Когда меня что-то пугает, я стараюсь близко к этому месту не подходить».
Оценивая особенности избегающего поведения ребенка, ученые обнаружили, что с его помощью можно предсказывать вероятность развития детской тревожности. Оказалось, что у детей, описавших свое поведение как избегающее, через год тревожность повысилась.
«Этот новый подход позволяет выявить детей, предрасположенных к развитию тревожного расстройства. А поскольку когнитивно-поведенческая терапия нацелена на снижение избегающего поведения, наш подход также дает возможность оценить, насколько существующие терапевтические стратегии работают так, как мы думаем», — отмечает Стефан Уайтсайд, детский психолог, работающий в детском Центре клиники Мэйо. В формирующем эксперименте участвовало 25 детей. Они прошли курс когнитивно-поведенческой терапии, которая позволяет ребенку постепенно привыкнуть к пугающей ситуации. После этого их родителям дали повторно заполнить опросник, и баллы по нему, как оказалось, уменьшились в два раза. Уайтсайд полагает, что у детей улучшились результаты теста, потому что они перестали избегать страшащих их объектов и ситуаций.
«Даже после работы с базовой тревогой у детей, склонных к избеганию пугающих ситуаций, осталось больше тревоги в сравнении с детьми, которые шли навстречу своим страхам. Это согласуется с моделью развития тревожного расстройства. Когда ребенок избегает пугающих ситуаций, у него нет возможности посмотреть в лицо своим страхам, и поэтому он не может научиться управлять ими», подчеркивает Уайтсайд.
Большинство детей испытывают те или иные страхи, но для некоторых из них эти страхи становятся патологическими, что может явиться толчком к развитию тревожного расстройства. Когда ребенок начинает избегать пугающих его ситуаций, тревожное расстройство захватывает все большие сферы жизни и не дает полноценно включаться в повседневную деятельность. Психологам известно несколько методов выявления симптомов начала развития тревожного расстройства у ребенка, таких как детская нервозность, например, но инструментов для определения поведения избегания у них было совсем немного. Сейчас специалисты могут расширить свой диагностический арсенал с помощью новых опросников.
Доктор Уайтсайд разработал айфон приложение, «Майо киника, Коуч по работе с тревожностью», которое помогает пользователям больше узнать про феномен тревожности, провести диагностику своего состояния и научиться управлять своими симптомами. В приложении также есть список видов деятельности, позволяющих пойти навстречу своим страхам. Финансирование данного исследования осуществлялось факультетом Психиатрии и Психологии Клиники Мэйо.
Опубликовано в журнале: Behavior Therapy
По материалам сайта http://medicalxpress.com