Вохлтман организовала обучение навыкам навигации в Фейсбуке в группе 14 пожилых людей в возрасте от 68 до 91 года. Участники этой группы либо никогда не пользовались сайтом Фейсбук, либо заходили туда реже, чем раз в месяц. Испытуемым была дана инструкция «френдить» только членов своей группы обучения. Также они должны были что-то писать у себя на странице минимум раз в день. Во вторую экспериментальную группу вошло 14 пожилых людей, которые никогда не пользовались социальной сетью Фейсбук. Психолог научила их пользоваться сайтом онлайн дневника Penzu.com. На этом сайте все записи хранятся в закрытом доступе, обмена содержимым с другими пользователями на нем не предусмотрено. Участники этой группы должны были хотя бы раз в день что-то писать в свой онлайн дневник, но эти записи не могли превышать 3-5 предложений. Так имитировалась краткость стиля, типичная для постов в Фейсбуке. Третью группу также составили 14 человек преклонного возраста. Этим испытуемым сказали, что они вошли в «лист ожидания» обучения навыкам использования Фейсбука. Только это обучение так никогда и не было проведено.
До начала эксперимента участников попросили заполнить несколько опросников и пройти батарею нейропсихологических тестов. Эти методики оценивали когнитивные способности и социальную ситуацию пожилых людей, в частности, степень их одиночества и наличие социальной поддержки. По окончании эксперимента, то есть спустя восемь недель после первого замера, психологи провели повторную диагностику.
В итоге, у участников первой группы, то есть у обучившихся навигации в Фейсбуке пенсионеров, результаты по повторному тесту на гибкость мышления оказались выше на 25 %. Во второй и третьей группах значимых различий между выполнением теста до и после эксперимента обнаружено не было. Опираясь на эти результаты, исследователи делают вывод о благотворном влиянии обучения пожилых людей на развитие их когнитивных функций. Кроме того, психологи указывают на существование связи между социализацией и развитием когнитивных функций.
«У нас есть все основания полагать, что когда человек, выходя на пенсию, остается интеллектуально активным, то есть регулярно обучается новым навыкам, а не просто лежит на диване, он сохраняет, и даже развивает свои мыслительные способности. Есть такая поговорка «если не будешь идти вперед, то окажешься позади» — это действительно правда. Использование сайта Фейсбук полезно и по другой причине. Существует множество литературы, которая показывает, что социально активные люди реже сталкиваются с одиночеством. Как правило, у них есть возможность при необходимости получить помощь и поддержку от других людей. Кроме того, если пожилой человек общается с другими людьми, ему в меньшей степени грозит старческое слабоумие», — отмечает Вохлтман.
Психологи считают, что необходимо провести дополнительный анализ, чтобы определить, насколько активность в Фейсбуке помогает пожилому человеку избавляться от ощущения одиночества и чувствовать себя на связи с другими людьми. Кроме того, требуется дополнительное исследование, чтобы понять, улучшает ли, и если да, то насколько, социальная деятельность в Фейсбуке когнитивные функции пожилого человека. На сегодняшний день гипотеза Вохлтман состоит в том, что сложный интерфейс сайта Фейсбук стимулирует мышление значительно лучше, чем просто сайт онлайн дневника. «Интерфейс Фейсбука довольно непрост. Одно дело – просто вести онлайн дневник, а другое – общаться в Фейсбуке. Когда вы делаете запись в онлайн дневнике, то только пишете что-то и сохраняете то, что написали. Это все. А в Фейсбуке сразу несколько людей пишет что-то новое в вашей френдленте, и таким образом вы постоянно получаете новую информацию. Новая информация все время поступает, и вам приходится фокусироваться на ней и переключать свое внимание от старых записей к новым или держать в своей голове эту старую информацию, если вы хотите позже к ней вернуться. В итоге вы постоянно тренируете функцию переключения внимания», — поясняет психолог.
Средний возраст участников исследования составил 79 лет. Поведение этой демографической группы изучено пока недостаточно. «Фейсбук – это серьезный феномен нашей культуры, требующий большой исследовательской работы. Сейчас проводится довольно много работ, направленных на изучение активности молодых взрослых в Фейсбуке и других социальных онлайн сетях. В то же время, мы пока еще очень мало знаем о поведении пожилых людей в интернете, а их демографическая представленность, в частности, в Фейсбуке растет с каждым годом. Мы считаем, что это очень интересная и важная тема для исследования», — делится Вохлтман.
Согласно данным Pew Internet & American Life Project каждый третий пожилой интернет пользователь зарегистрирован в какой-либо популярной социальной сети. Вохлтман считает, что Фейсбук может служить потенциальной альтернативой некоторым онлайн играм, которые позиционируются на рынке как помощь пожилым людям в поддержании их умственной активности. «Эти игры очень скоро могут наскучить, а Фейсбук помогает людям узнать что-то интересное и пообщаться с широким кругом других онлайн пользователей. А еще Фейсбук дает возможность людям старшего возраста оставаться на связи со своими друзьями, внуками и другими родственниками», — отмечает Вохлтман. В то же время, психолог учитывает, что времяпровождение в социальных сетях не каждому может быть интересно. «Одним из направлений практического применения результатов нашей работы может быть использование Фейсбука для создания так называемого «интеллектуального резерва», помогающего защитить головной мозг пожилого человека от возрастных изменений. Конечно, у пожилого человека есть и другие возможности сохранить свой интеллект», — подчеркивает Вохлтман. «Важно также помнить и о мерах безопасности в Фейсбуке. Прежде чем погружать бабушку в пучину онлайн общения, необходимо объяснить ей все нюансы настроек безопасности профиля, рассказать о правилах поведения в социальных сетях, дать поддержку».
По материалам сайта http://psychcentral.com