Как матери понимают, что их дочерям требуется психологическая помощь

Как правило, матери первыми обращают внимание на психологические проблемы своих дочерей-подростков, замечают изменения в их поведении и эмоциональных реакциях. В этом смысле мама – это важно звено между девочкой-подростком и специалистом-психологом. Именно матери обычно поддерживают связь с учителями и другими школьными специалистами. Таким образом, материнское восприятие психологических проблем имеет важное значение для своевременного оказания помощи и достижения психологического благополучия дочерей-подростков.

Илзе Флинк, работник департамента общественного здравоохранения при Роттердамском университете, попыталась понять, помогает девочкам или мешает материнское внимание получить своевременную психологическую помощь. В задачу ученого входило также определить роль национальных особенностей в этом процессе. Флинк собрала данные о 41 испытуемой. Все это — матери различных национальностей, имеющие дочерей-подростков. Эти данные включали в себя информацию об образовании матерей, об их опыте обращения за психологической помощью, о страхах и опасениях, а также о поведении их дочерей. Выяснилось, что турецкие и некоторые марокканские матери больше всего боятся позора и сплетен. Голландские же матери подобных опасений не имеют.

Флинк также заметила определенную особенность голландских матерей. Представительницы этой национальности считают, что школа должна более активно проявлять заботу о психическом здоровье их дочерей. Что же касается конкретных проблем, то голландские матери больше всего были обеспокоены депрессией и тревогой у своих дочерей, а также расстройствами пищевого поведения. В отличие от голландских матерей, представительницы национальных меньшинств не оценивали уровень доверительных отношений между ними и их дочерьми, как высокий. Как правило, матери из национальных меньшинств — это мусульманки. Флинк считает, что на восприятие этих матерей могут влиять религиозные убеждения. И хотя эти матери ясно оценивают возможные последствия психологических проблем, низкий уровень доверия между ними и их дочерьми приводит к тому, что дети не обращаются за психологической помощью ни к самим матерям, ни к кому-либо еще. В целом, исследование показало, что все матери считают, что их дочери должны приходить со своими психологическими проблемами в первую очередь именно к ним. «Хотя в наше время есть разные формы помощи», — замечает Флинк.

Эти результаты подчеркивают важность психологического просвещения родителей и учителей. В частности, воспитателям необходимо иметь представление о специфике психологических проблем у девочек-подростков, а также о возможных способах их преодоления.

По материалам сайта http://www.goodtherapy.org/