Почему люди покупают в интернете ненужные вещи

Новое исследование показало, каким образом онлайн-технологии могут негативно сказываться на психологическом благополучии целых групп людей. По мнению исследователей, повсеместное распространение СМИ может быть причиной появления у больших групп людей ложных предпосылок, управляющих их поведением.

«Групповое поведение, которое заставляет нас принимать решения, основанные на ложных предпосылках, существовало всегда. Однако, с появлением Интернета и социальных сетей, подобное поведение становится более вероятным, чем раньше, и в таких масштабах оно начинает сильно влиять на демократические институты, лежащие в основе нашего информационного общества», говорит доктор Винсент Хендрикс, профессор философии Копенгагенского университета и соавтор статьи «Инфобури», опубликованной недавно в журнале Metaphilosoph. В этой статье совместно с коллегами Хендрикс проанализировал некоторые социальные информационные процессы, которые становятся все более интенсивными за счет новых высоких технологий.

В качестве примера группового поведения в контексте Интернета исследователи приводят такой интересный факт: старая книга «Любовные письма знаменитых мужчин и женщин: с 18 века до наших дней» неожиданно вышла на первые места в списке бестселлеров сайта Amazon.com. Причиной, породившей такой огромный интерес к этой забытой книге, стал эпизод из фильма «Секс в большом городе», в котором главная героиня Кэрри Брэдшоу читает несуществующую книгу под названием «Любовные письма великих людей».

«Когда поклонники фильма искали эту несуществующую книгу, поисковая система Amazon предлагала им «Любовные письма знаменитых мужчин и женщин…» и это заставило многих интернет пользователей заказать онлайн книгу, которую они не собирались покупать. После этого Amazon начал предлагать эту книгу совместно с фильмом «Секс в большом городе», и ее продажи выросли во много раз», — отмечает Винсент Хендрикс. «Этот эффект называется «информационный каскад». Его особенность состоит в том, что принятие людьми решений зависит не только от их собственной информации, но и от ранее совершенных действий других людей. В контексте Интернета это может носить массовый характер, особенно при условии чьих-то целенаправленных действий».

Конечно, покупка ненужной книги не нанесет вреда демократическим институтам, но, по словам Хендрикса, это пример того, как мы позволяем информационным технологиям и процессам брать власть над нашими решениями.

Хендрикс также упоминает такие социальные явления, как «групповая поляризация» и «селекция информации», мешающие демократичному диалогу в интернет-СМИ. «Групповая поляризация» представляет собой хорошо изученный социальными психологами эффект, когда после некоторого обсуждения все члены группы переходят на более радикальную точку зрения, хотя часть представителей этой группы ранее эту точку зрения не разделяла.

Хендрикс считает, что это происходит по ряду причин. В частности, принимая более экстремальную точку зрения, члены группы тем самым хотят предстать перед остальными в более выгодном свете. Это создает проблему общения в интернет-форумах, поскольку члены групп размещают там только ту информацию, которая соответствует их мировоззрению. В итоге, форум превращается в эхо-камеру, где люди слышат только свои собственные голоса.

Поисковые инструменты в Google и Facebook также часто не дают пользователю познакомиться с альтернативной точкой зрения. Поскольку в поисковых сервисах этих систем стоят особые фильтры, настроенные на предпочтения конкретного пользователя, это может помешать ему узнать противоречащую его мировоззрению информацию.

«Если для нас важна демократичность дискуссии, то нам следует применять междисциплинарный анализ подачи информации онлайн. Ведь онлайновые информационные потоки становятся все более влиятельными в нашем обществе», — отмечает ученый.

По материалам сайта http://psychcentral.com/