Новое исследование, проведенное западными психологами, показывает, что научить тревожных детей управлять своими эмоциями могут их собственные родители, если последние пройдут курс когнитивно-поведенческой терапии (КБТ). Было показано, что такая стратегия помогает детям преодолеть серьезные психологические проблемы.
К сожалению, в современном мире проблемы с психическим здоровьем в детском возрасте стали очень распространены. На сегодняшний день целых 20% детей страдают от симптомов тревожности различной степени тяжести, и от 5 до 10% детей имеют диагноз тревожного расстройства. У тревожных детей могут возникать проблемы с общением со сверстниками — как правило, у них очень мало друзей, зачастую они становятся объектами насмешек или оказываются в ситуации социальной изоляции. Такие дети боятся пробовать что-то новое, в школе они учатся хуже, чем позволяет их интеллектуальных уровень. Кроме того, тревожные дети оказываются в группе риска в плане развития новых психических заболеваний, в частности, депрессивного расстройства, химических зависимостей. Часто тревожность ведет и к ослаблению физического здоровья.В исследовании приняли участие 194 ребенка в возрасте 7-12 лет и их родители. Все дети имели те или иные психиатрические диагнозы, в том числе генерализированное тревожное расстройство, социофобию, паническое расстройство и агорафобию, специфические фобии. Родителям в письменном виде было выдано руководство по применению техник когнитивно-поведенческой терапии. На протяжении восьми недель они должны были по нему работать. Кроме того, родители тревожных детей посещали психолога. По сравнению с контрольной группой, в которой испытуемые не получали никакой
психологической помощи, в экспериментальной группе детей было зафиксировано в три раза больше случаев снижения симптомов тревожности до уровня нормы. Дополнительный замер через шесть месяцев после эксперимента показал устойчивость достигнутых результатов.
В экспериментальную группу вошло 64 семьи. Вначале родители должны были изучить учебник самопомощи по когнитивно-поведенческой терапии. После этого очно и по телефону с родителями работали опытные клиницисты. Они помогали взрослым развить навыки и техники, о которых первое представление родители получили из учебника. Психологи обучали родителей, как помочь ребенку замечать тревожные мысли, противостоять им, постепенно приучая себя смотреть в лицо своим страхам.
Не у всех семей есть возможность очно проходить когнитивно-поведенческую терапию. Даже в Европе не так много психологов работает в этом направлении. Чтобы бесплатно получить такую психологическую помощь, надо встать в лист ожидания, где уже записано много семей. Обычно курс когнитивно-поведенческой терапии составляет 16 часовых сессий, то есть всего это примерно четыре месяца терапии, включая выполнение домашних заданий. Не каждый человек готов взять на себя такое обязательство, а частичное прохождение курса малоэффективно. В частных клиниках услуги когнитивного терапевта стоят довольно дорого – в Европе это 90-100 евро за консультацию. По словам ученых, предложенная ими форма освоения родителями КБТ технологий значительно выигрывает перед традиционными формами психологической помощи в рамках КБТ. Она предусматривает только пять с половиной часов работы психолога, включая всего четыре очных сессии. Психолог работает не с детьми, а с их родителями, что позволяет сохранить привычный образ жизни и режим ребенка. Детям не надо прерывать школьные занятия, пропускать кружки или секции и отказываться от общения с друзьями. Ученые полагают, что обучение родителей принципам и технологиям КБТ – это дешевый и эффективный метод, позволяющий помочь многим детям, страдающим от тревожности, и повысить качество жизни их семей.
По материалам сайта http://medicalxpress.com