Эксперимент проходил следующим образом. Трехлетним детям показали головоломку. Она представляла собой картинку, которая была закрыта так, что можно было рассмотреть только небольшую ее часть. Дети не могли увидеть, что изображено на картинке, но могли общаться с двумя куклами. Куклы использовались ранее и в других исследованиях. Этот выбор продиктован тем, что дети обычно относятся к куклам как к своим сверстникам.
Одна кукла заявляла детям, что она знает, что изображено на картинке, и готова рассказать, что это. Другая кукла говорила, что тоже видела картинку, но говорить, что это, не собирается. Обе куклы разговаривали с детьми радостным дружелюбным тоном и внешне были похожи друг на друга. Единственная разница состояла в том, что одна кукла была готова делиться информацией, а другая – нет.
Таким образом, дети могли понять для себя, какая из кукол склонна им помогать, а какая помощником не будет. Когда одной из этих кукол требовалась помощь, например, в том, чтобы дотянуться до какой-нибудь игрушки или решить головоломку, дети быстро определяли, та ли эта кукла, что помогла им. Если эта кукла действительно была помощником, дети тоже ей помогали.
«Существует множество исследований, которые показывают, что маленькие дети готовы спонтанно помогать другим людям в самых разных ситуациях. Мы же обнаружили, что дети стараются общаться с теми, кто им помогает, даже если эта помощь совсем простая, например, как рассказать что-то новое об окружающем мире. Дети ценят эту помощь и сами стараются как-то помочь таким людям», — подчеркивает доктор Кухлмейер.
По материалам сайта http://www.plosone.org