Отражается ли отношение психолога к своему клиенту на эффективности психотерапии

В психотерапии существует такое явление как сопротивление. Клиент сам решил воспользоваться услугами психолога, он искренне говорит о том, что хочет измениться и готов усиленно над этим работать, но, в то же время, сам же, чаще всего бессознательно, и блокирует продвижение в психотерапии. Это бывает по разным причинам.

В когнитивно-поведенческой психотерапии, как и во многих других психотерапевтических направлениях, клиенту предлагается войти в безопасные и тесные отношения сотрудничества с психологом. Но психолог – это живой человек, и, как бы он сознательно ни работал на контакт и принятие своего клиента, так или иначе у него все равно останется субъективное восприятие человека. И если психотерапевту клиент не нравится, станет ли от этого сопротивление у клиента сильнее? Исследователи из Университета Нью Йорка решили это проверить, остановив свой выбор на когнитивно-поведенческой психотерапии. Они отмечают, что сопротивление в психотерапии необходимо выявить и минимизировать.

В эксперименте участвовали четыре квалифицированных психотерапевта, работающие в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии (КБТ). Они провели по 8 сессий с 30 клиентами, страдающими генерализированным тревожным расстройством. Ученые делали несколько замеров эмоциональных реакций терапевта на клиента в течение психотерапии. Они использовали Шкалу эмоционального отношения терапевта к клиенту (REACT), опросник тревожности Пен Стейт, Код сопротвления клиента и Шкалу когнитивной терапии.

Оказалось, что эмоциональные реакции психотерапевта, практикующего КБТ, имеют первостепенное значение, и по ним можно предсказать, будет ли клиент сотрудничать или он будет активно проявлять сопротивление в психотерапии. «В частности, отчет психотерапевта о его ранних положительных реакциях на клиента, особенно таких, как симпатия, нежность, предрасположение, удовольствие от работы с клиентом, чувство духовного родства с клиентом, удовлетворение от работы с ним, а также выражение оптимизма по поводу его будущего имеет обратную корреляцию с уровнем сопротивления клиента, наблюдаемым в середине психотерапии», — отмечают исследователи. «Более того, если в начале психотерапии психолог выражает позитивное отношение к клиенту, то и у клиента значительно сокращается сопротивление, закономерно возникающее на первых сессиях». Ученые считают, что результаты их исследования могут принести большую пользу психотерапевтической практике. «Изучая работу психотерапевтов, мы не уделяли специального внимания контексту КБТ, где основной упор ставится на психотехники. Тем не менее, настоящее исследование показало, что эмоциональная составляющая также очень важна в терапии, что она напрямую влияет на успешность вхождения клиента в психотерапевтический процесс». В этом специфика психологической помощи.

http://www.goodtherapy.org/blog/effective-therapy-therapist-likes-client/