«В последнее время уделяется много внимания разработке программ наставничества для работы с подростками группы риска. Но до сих пор остаются открытыми вопросы об эффективности таких услуг для подростков», — подчеркивает доктор Херрера.
В работе «Роль риска» представлены данные первого крупномасштабного исследования. Основная цель этого исследования состояла в том, чтобы оценить, как уровень и вид факторов риска в жизни подростков влияет на установление взаимоотношений между подростком и наставником, и какую пользу получают подростки от этого взаимодействия. Наставники в рамках данной программы работали с подростками, имеющими очень разные проблемы. У большинства из них была тяжелая домашняя обстановка, около трети подростков испытывали трудности в обучении в школе, не могли найти общий язык со сверстниками или имели проблемы с психическим здоровьем. Наставникам удалось довольно легко сработаться с этими подростками, поскольку настоящие программы были разработаны как раз для помощи молодым людям, испытывающим аналогичные трудности. В контрольной группе, куда вошли подростки со сходными проблемами, наставничество не осуществлялось.
Спустя 13 месяцев работы программы наставничества у подростков уменьшились симптомы депрессии, молодые люди и девушки смогли почувствовать принятие со стороны сверстников, они стали больше верить в свои способности достичь в школе определенных успехов и получить лучшие оценки. Наилучшие результаты были достигнуты в отношении депрессивных симптомов, создающих угрозу возникновения множества когнитивных, поведенческих и социальных проблем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Эти наработки имеют особенную практическую значимость, если учесть, что при регистрации для участия в программе наставничества каждый четвертый подросток демонстрировал очень высокий уровень депрессии.
Известно, что программы наставничества благотворно влияют на развитие подростков из всех социальных слоев. Однако считается, что с подростками группы риска наставникам работать тяжелее всего. Поэтому так важно отметить, что именно эти подростки смогли в результате прохождения программы наставничества достичь успехов, по крайней мере, не меньших, чем подростки, не имеющие таких серьезных проблем. Результаты исследования позволяют предположить, что занятия в рамках программы наставничества, такие как тренинг и регулярная поддержка наставника, помогают подростку группы риска справиться со многими психологическими проблемами.
Доктор Херрера отмечает: «Не всегда работа с подростками проходит гладко. Наставники описали различные трудности и причины, по которым они вынуждены были прервать программу. Если в будущем учесть эти специфические трудности и направить усилия на удовлетворение специфических нужд подростков с различными личностными профилями, то помощь окажется еще более значительной.
Статья «Роль риска» может оказать существенное влияние на развитие сферы наставничества. Она показывает, как, опираясь на выстроенную программу, волонтеры-наставники могут помочь подросткам достичь успехов в ряде ключевых областей их личностного развития. Что особенно важно, наставники могут помочь юношам и девушкам справиться с симптомами депрессии, которая существенно влияет на качество их жизни.
Источник: Наставники штата Вашингтон (WSM)
По материалам сайта http://www.news-medical.net