Самодистанцирование помогает снизить агрессию

Для того, чтобы справиться с гневом, полезно посмотреть на ситуацию в прямом смысле с другой точки зрения, например, представив происходящее изображением на большой картине или вообразив себя на какое-то время мухой, наблюдающей со стены на сцену внизу. Известно, что в стрессовой ситуации изменение фокуса зрения с непосредственного участия на наблюдение происходящего с некоторой дистанции помогает человеку лучше понять свои чувства. В психологии данная стратегия называется «самодистанцирование».

В качестве испытуемых в новом психологическом исследовании были привлечены студенты колледжа. В экспериментальной ситуации они подвергались нападкам со стороны партнера по выполнению заданий. Студенты вынуждены были поверить, что их партнер по лабораторной работе ругает их за то, что они не следуют его указаниям. Студенты реагировали намного менее агрессивно, когда их просили проанализировать свои чувства с перспективы самодистанцирования. «В этом весь секрет: вместо того, чтобы погружаться в свой гнев, можно занять более отстраненную точку зрения», — сообщает автор этого исследования, психолог из Государственного университета Огайо Доминик Мишковски. «Вы сможете увидеть себя в этой стрессовой ситуации так, как это могла бы увидеть муха на стене». Мишковски также отмечает, что в отличие от других исследований, показывающих, насколько самодистанцирование помогает справиться с переживаниями гнева, данная работа сосредоточена на самом травмирующем моменте, когда люди наиболее склонны вести себя агрессивно.

Соавтор исследования, профессор Брэд Бушман также подчеркивает, что обычно в ситуации, вызывающей гнев, люди делают то, что, как раз, делать не стоит. Они стараются сосредоточиться на своей боли и на своем гневе, чтобы лучше понять свои чувства. «Если вы будете слишком сильно фокусироваться на том, как вы испытываете гнев, то получите эффект бумеранга», — полагает Бушман. «Так агрессивные мысли и чувства остаются активными, а это, в свою очередь, увеличивает вероятность того, что вы будете действовать агрессивно».

Чтобы доказать свою гипотезу, ученые организовали эксперимент, в котором приняли участие 94 студента колледжа. Испытуемым сообщили, что они будут участвовать в психологическом исследовании, посвященном влиянию музыки на способность решать задачи, креативность и эмоциональность. Студенты слушали фрагмент классической музыки и одновременно пробовали решить 14 сложных анаграмм (слова с измененным порядком букв). На каждую анаграмму им давалось не больше семи секунд. За это время им нужно было решить анаграмму, записать ее и сообщить о решении экспериментатору через микрофон. В эксперименте была запланирована провокация. Для того, чтобы специально разозлить испытуемых, экспериментаторы использовали технику, которая часто используется в аналогичных исследованиях. Психолог по нескольку раз просил участников говорить в микрофон громче. В итоге он заявлял: «Слушай, я уже третий раз повторяю тебе одно и то же. Ты в состоянии выполнять инструкции? Говори громче!».

По окончании этой части эксперимента студентам сообщалось, что они будут участвовать в следующем задании, посвященном влиянию музыки на креативность и эмоциональность. Их просили вернуться к заданию «анаграммы» и «в своем воображении увидеть сценку». В зависимости от того, какую сценку нужно было представлять, испытуемых разделили на три группы. Одним студентам было дано задание погрузиться в себя и затем проанализировать свои чувства («прокручивайте у себя перед глазами эту ситуацию, как будто она случается с вами снова и снова»). Другим студентам надо было дистанцироваться от ситуации и затем также проанализировать свои чувства («выйдите мысленно из ситуации, отойдите на некоторое расстояние от нее и наблюдайте со стороны за тем, как разворачиваются события, как будто это все снова происходит, а вы смотрите со стороны»). Участникам третьей контрольной группы не сказали, каким образом им надо представлять сцену или анализировать чувства. Студентам каждой группы надо было прокручивать в своем воображении сценку на протяжении 45 секунд. Затем психологи оценивали, насколько у испытуемых были выражены агрессивные мысли или чувства.

В результате у студентов, использовавших перспективу самодистанцирования, обнаружилось меньше агрессивных мыслей и чувств, чем у студентов, которые погружались в свои переживания, и у испытуемых из контрольной группы. «Самодистанцирование помогает людям регулировать свой гнев и снижает интенсивность агрессивных мыслей», — подчеркивает Мишковски.

Во втором исследовании психологи решили пойти дальше и доказать, что самодистанцирование помогает людям снизить свою агрессивность даже когда их провоцируют. 95 студентов колледжа попросили решать те же анаграммы, что и в предыдущем эксперименте. Но в данном случае испытуемым было сказано, что каждому из них придется работать в паре с невидимым партнером, таким же, как они, студентом, но не психологом-исследователем (на самом деле этим партнером был как раз один из психологов). Потом оказывалось, что предполагаемый партнер позволяет себе резкие комментарии относительно действий своего напарника-испытуемого.

Как и в первом исследовании, участников разделили на три группы. В первой группе студентов просили погружаться в свои переживания, во второй – самодистанцироваться, а в третьей, контрольной, инструкций по поводу того, как смотреть на ситуацию, не давали. Далее всем участникам эксперимента сказали, что они будут соревноваться с теми же партнерами, что провоцировали их раньше, когда было дано задание на время. Победитель получит возможность посылать сигналы шума в наушники проигравшему, и у победителя будет возможность регулировать громкость этого шума и продолжительность шумовой атаки.

Психологи обнаружили, что участники, использовавшие самодистанцирование, думая о провокациях своих партнерах, продемонстрировали более низкий уровень агрессивного поведения, чем студенты из двух других групп. Шум, который они передавали в наушники партнеру, был значительно менее интенсивным, а само «наказание» было короче. «Мы проводили диагностику участников сразу после провокации напарников. Следовательно, тот факт, что участники, применяющие самодистанцирование, обнаружили более низкий уровень агрессивности, показывает, что данная техника помогает снизить накал страстей непосредственно в самом пике ситуации, когда эмоции еще свежи», — считает Мишковски.

Интересно, что участники, использующие самодистанцирование, продемонстрировали меньшую агрессивность по сравнению с участниками контрольной группы, не получившими инструкций, что им делать со своим гневом по поводу инцидента с партнером. Можно предположить, что люди в принципе склонны, конфронтируя с провокатором, естественным образом погружаться в свои агрессивные чувства, а это, в свою очередь, совсем не помогает уменьшить гнев. Погружаясь в свои гневные переживания, человек может, наоборот, накрутить себя еще больше и начать реагировать агрессивнее. Поэтому, чтобы справиться с гневом, лучше отвлечься, выйти из ситуации и подумать о чем-то успокаивающем. Правда, данная техника действует только короткое время. Мишковски полагает, что проведенное им исследование четко показывает действенность самодистанцирования в плане уменьшения гнева и раздражительности. Психолог убежден, что это лучший метод управления гневом. «Самодистанцирование действительно помогает успокоиться, даже если человека только что спровоцировали. Каждый человек может использовать этот несложный, но эффективный инструмент, чтобы справиться со своим гневом».

Результаты исследования опубликованы в журнале Экспериментальной Социальной Психологии.

http://psychcentral.com/news/2012/07/03/self-distancing-can-calm-aggression/41098.html