Участников случайным образом разделили на две группы. Дети из экспериментальной группы проходили фокусированную на семье терапию (FFT), которая состояла из 12 сессий с семьей. Дети из контрольной группы на протяжении 4 месяцев участвовали в психообразовательной программе (обучение стратегиям управления перепадами настроения), тренинге развития навыков общения или тренинге развития навыков решения задач, или посетили с родителями одну-две информационных сессии, посвященных контролю за обучением.
Около 60 процентов из 40 участников исследования находились на медикаментозном лечении до и во время эксперимента.
У детей, проходивших фокусированную на семье терапию, депрессивные симптомы исчезли в среднем через 9 недель, а у детей, посещавших образовательные программы, – только через 21 неделю. На протяжении года наблюдений у детей из группы фокусированной на семье терапии было зафиксировано большее количество недель полной ремиссии от симптомов перепадов настроения по сравнении с количеством эпизодов ремиссии у детей из контрольной группы. Симптомы мании, измеряемые по Шкале Оценки Мании, также были значительно меньше выражены у FFT группы.
Было обнаружено, что если члены семьи участника эксперимента очень ярко выражали свои эмоции, делали много критических замечаний или проявляли гиперопеку, то такому ребенку требовалось в два раза больше времени, чтобы избавиться от своих симптомов расстройства настроения в сравнении с детьми, растущими в семьях, где принято выражать свои эмоции менее ярко.
Вторичный анализ показал, что если дети из семей, где принято вести себя эмоционально, проходили фокусированную на семье терапию, у них на протяжении года было больше недель полной ремиссии, чем у детей, которые участвовали только в образовательных программах.
Авторы исследования, сотрудник Школы Медицины UCLA Дэвид Микловитч и сотрудник Школы Медицины при Стэндфордском Университете Кики Чанг предупреждают, что год наблюдений за психическим состоянием испытуемых – это слишком мало, чтобы определить, будет ли у детей развиваться биполярное расстройство. «Несмотря на это, выявить заболевание биполярным расстройством на ранних стадиях, стабилизировать уже начинающие проявляться симптомы и помочь семье справиться с перепадами настроения ребенка – это мероприятия, которые могут улучшить долгосрочные результаты лечения и профилактики детей, предрасположенных к заболеванию биполярным расстройством», — отмечают Микловитч и Чанг.
Статья опубликована в журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии.
По материалам сайта http://psychcentral.com