Успех семейной терапии больше всего зависит от качества общения между родителями и психотерапевтом

Семейная психотерапия – это один из самых эффективных способов налаживания отношений между родителем и ребенком. Если в семье начались конфликты с подростком, у родителей всегда есть возможность разобраться в их причинах в кабинете у психолога и найти выход из создавшейся ситуации.

Считается, что для прохождения полного курса семейной психотерапии семье необходимо посетить минимум 12 сессий. Но многие семьи, обратившись за помощью к психологу, бросают семейную терапию сразу после первой встречи или в середине работы. Если понять, что заставляет семью прерывать терапию, то в будущем психотерапевты смогут принимать профилактические меры, устраняющие эти факторы на ранних этапах работы. В итоге, больше семей получит возможность пройти полный курс психотерапии и закрепить достигнутые результаты по оздоровлению отношений.

Не так много работ было посвящено изучению процесса семейной терапии, особенно процесса коммуникации между психотерапевтом и членами семьи, пришедшей на консультацию. Сотрудник факультета Развития человека и изучения семьи из Государственного Университета Огайо, Дарья Марчионда, предприняла новое исследование, чтобы определить, чем отличается общение психотерапевта и клиента в работе с семьями, которые перестали ходить на психотерапию в самом начале работы, в середине процесса или прошли весь психотерапевтический курс. Марчионда изучала особенности общения психолога с членами 18 семей. В каждой из этих семей подростки убегали из дома и употребляли психоактивные вещества, и хотя бы один взрослый был готов к работе с психологом.

Марчионда обнаружила, что, независимо от темы обсуждения и тона дискуссии, более склонны оставаться в психотерапии со своими детьми те родители, с которыми психолог поддерживает общение. Если психолог общается с родителями подростка мало, то очень вероятно, что они прервут терапию. Содержание бесед с родителями может быть очень разным, в том числе и негативным, но это лучше, чем отсутствие таких бесед. Особенно это касается семей, с которыми на первых этапах общение с психологом складывается непросто. Также оказалось, что большую склонность прерывать терапию на ранних стадиях имеют семьи, когда психолог на сессии больше общается с подростком, чем с родителями. Марчионда объясняет это тем, что эти родители чувствуют себя выпавшими из психотерапевтического процесса, разочаровываются и воспринимают саму терапию как напрасную трату времени. А если психолог дает возможность родителям открыто рассказывать о своих опасениях и сомнениях, последние начинают чувствовать себя активными участниками психотерапевтичекого процесса. «Так что, если психологи хотят удержать своих клиентов в семейной терапии, им следует приложить особые усилия, чтобы вовлечь в общение неразговорчивых родителей».

Дарья Марчионда и Наташа Слесник. Удержание в семейной терапии: Наблюдение за коммуникативным процессом во время первой сессии. Журнал супружеской и семейной терапии. 39.1 (2013)

По материалам сайта http://www.goodtherapy.org