Семейная терапия помогает детям с предрасположенностью к заболеванию биполярным расстройством

Новое исследование показало, что семейная психотерапия для детей, находящихся в зоне риска заболевания биполярным расстройством, эффективнее психообразовательной программы.

В исследовании участвовали дети и подростки, страдающие клинической депрессией, или подпороговыми формами биполярного расстройства, в частности, циклотимическим расстройством и атипичным биполярным расстройством. Для последнего вида заболевания характерны краткие сменяющие друг друга эпизоды мании и гипомании, которые не отвечают в полной мере диагностическим критериям биполярного расстройства. В выборку вошли только те дети, у которых хотя бы один близкий родственник, обычно родитель, болел биполярным расстройством I или II степени. Всего в эксперименте участвовало 40 детей, средний возраст которых составил 12 лет. Оказалось, что в работе с этими участниками семейная терапия, состоящая из 12 сессий, дает лучшие результаты, чем более короткое по времени образовательное лечение.

Участников случайным образом разделили на две группы. Дети из экспериментальной группы проходили фокусированную на семье терапию (FFT), которая состояла из 12 сессий с семьей. Дети из контрольной группы на протяжении 4 месяцев участвовали в психообразовательной программе (обучение стратегиям управления перепадами настроения), тренинге развития навыков общения или тренинге развития навыков решения задач, или посетили с родителями одну-две информационных сессии, посвященных контролю за обучением.

Около 60 процентов из 40 участников исследования находились на медикаментозном лечении до и во время эксперимента.

У детей, проходивших фокусированную на семье терапию, депрессивные симптомы исчезли в среднем через 9 недель, а у детей, посещавших образовательные программы, – только через 21 неделю. На протяжении года наблюдений у детей из группы фокусированной на семье терапии было зафиксировано большее количество недель полной ремиссии от симптомов перепадов настроения по сравнении с количеством эпизодов ремиссии у детей из контрольной группы. Симптомы мании, измеряемые по Шкале Оценки Мании, также были значительно меньше выражены у FFT группы.

Было обнаружено, что если члены семьи участника эксперимента очень ярко выражали свои эмоции, делали много критических замечаний или проявляли гиперопеку, то такому ребенку требовалось в два раза больше времени, чтобы избавиться от своих симптомов расстройства настроения в сравнении с детьми, растущими в семьях, где принято выражать свои эмоции менее ярко.

Вторичный анализ показал, что если дети из семей, где принято вести себя эмоционально, проходили фокусированную на семье терапию, у них на протяжении года было больше недель полной ремиссии, чем у детей, которые участвовали только в образовательных программах.

Авторы исследования, сотрудник Школы Медицины UCLA Дэвид Микловитч и сотрудник Школы Медицины при Стэндфордском Университете Кики Чанг предупреждают, что год наблюдений за психическим состоянием испытуемых – это слишком мало, чтобы определить, будет ли у детей развиваться биполярное расстройство. «Несмотря на это, выявить заболевание биполярным расстройством на ранних стадиях, стабилизировать уже начинающие проявляться симптомы и помочь семье справиться с перепадами настроения ребенка – это мероприятия, которые могут улучшить долгосрочные результаты лечения и профилактики детей, предрасположенных к заболеванию биполярным расстройством», — отмечают Микловитч и Чанг.

Статья опубликована в журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии.

По материалам сайта http://psychcentral.com