Не так много работ было посвящено изучению процесса семейной терапии, особенно процесса коммуникации между психотерапевтом и членами семьи, пришедшей на консультацию. Сотрудник факультета Развития человека и изучения семьи из Государственного Университета Огайо, Дарья Марчионда, предприняла новое исследование, чтобы определить, чем отличается общение психотерапевта и клиента в работе с семьями, которые перестали ходить на психотерапию в самом начале работы, в середине процесса или прошли весь психотерапевтический курс. Марчионда изучала особенности общения психолога с членами 18 семей. В каждой из этих семей подростки убегали из дома и употребляли психоактивные вещества, и хотя бы один взрослый был готов к работе с психологом.
Марчионда обнаружила, что, независимо от темы обсуждения и тона дискуссии, более склонны оставаться в психотерапии со своими детьми те родители, с которыми психолог поддерживает общение. Если психолог общается с родителями подростка мало, то очень вероятно, что они прервут терапию. Содержание бесед с родителями может быть очень разным, в том числе и негативным, но это лучше, чем отсутствие таких бесед. Особенно это касается семей, с которыми на первых этапах общение с психологом складывается непросто. Также оказалось, что большую склонность прерывать терапию на ранних стадиях имеют семьи, когда психолог на сессии больше общается с подростком, чем с родителями. Марчионда объясняет это тем, что эти родители чувствуют себя выпавшими из психотерапевтического процесса, разочаровываются и воспринимают саму терапию как напрасную трату времени. А если психолог дает возможность родителям открыто рассказывать о своих опасениях и сомнениях, последние начинают чувствовать себя активными участниками психотерапевтичекого процесса. «Так что, если психологи хотят удержать своих клиентов в семейной терапии, им следует приложить особые усилия, чтобы вовлечь в общение неразговорчивых родителей».
Дарья Марчионда и Наташа Слесник. Удержание в семейной терапии: Наблюдение за коммуникативным процессом во время первой сессии. Журнал супружеской и семейной терапии. 39.1 (2013)
По материалам сайта http://www.goodtherapy.org