Еще об опытных психологах

03.09.13

Совсем недавно писала пост о том, чем опытные психологи отличаются от молодых и в чем может быть преимущество молодых психологов. И вот – новое исследование. Здорово, что ученые ставят такие вопросы, что не относятся к опыту психологов как к самодостаточному достоинству, которое может перекрыть все недочеты и белые пятна.

Интересно, что ученые объясняют лидерство стажеров в сравнении с опытными психологами в психотерапевтических знаниях и навыках тем, что сейчас качество образования выше, чем 10-15 лет назад. Исследование касалось только области клинической психологии, но я думаю, что многое можно перенести и на другие направления психологии. Если разбирать ситуацию с обучением психологии в Москве, то можно столкнуться с довольно противоречивыми фактами. С одной стороны, в конце прошлого столетия, когда практические психологи в России были наперечет и отставание в этой сфере измерялась десятками лет, в Москву с семинарами стали приезжать звезды мировой психотерапии — Карл Роджерс, Вирджиния Сатир и другие. Пионеры когнитивно-поведенческой терапии в России получили образование за рубежом непосредственно у ее основателя А.Бека. Гештальттерапия в России прошла и вовсе уникальный путь развития. Более 20 лет назад группа психологов (около 10 человек) пригласила из-за рубежа известных гештальт-терапевтов, чтобы последние провели с ними обучение. По завершении образовательной программы московские психологи организовали свои образовательные институты и начали обучать студентов гештальттерапии. По сути, большинство этих институтов приняли пирамидальную форму. «Первооткрыватели» обучили своих преемников, те, в свою очередь, тоже стали вести группы и психотерапию для новичков, новички, постепенно матерея, учили вновь пришедших, и так далее. Считается, что в этой пирамиде представители нижних и средних уровней обладают меньшим профессионализмом, чем те, кто находятся на ее вершине. Ведь лидеры получили образование из первых рук, у них такой богатый опыт. Но все-таки в чем-то они проигрывают перед психологами, которые начали практиковать позже. У московских психологов-первооткрывателей не было возможности проходить длительную психотерапию у профессиональных психологов, тем более у психологов, принадлежащих их психотерапевтической школе. Ведь невозможно каждую неделю на протяжении нескольких лет ездить за рубеж на часовую консультацию, а психологической помощи онлайн тогда еще не существовало. Конечно, можно было проходить психотерапию и у Российских психологов, но, повторюсь, хороших психотерапевтов даже в Москве было тогда очень немного, да и не все психологи были мотивированы идти на длительную психотерапию. Та же история происходила и происходит с супервизией. К кому пойдет психотерапевт «звезда»? Вряд ли – к психологу своего уровня со сходным стажем работы. Скорее всего, это будет очень известный зарубежный психолог, к которому попасть не всегда возможно. Я сейчас пишу о тенденции. Конечно, наверняка есть исключения, и в Москве существуют психологи с многолетним стажем, которые прошли длительную личную психотерапию и даже сейчас периодически ходят на супервизию, но я думаю, что таких немного.

Но это я писала о психологах со стажем работы более 20 лет. Московские психологи со стажем 10-15 лет находятся в более выигрышной, на мой взгляд, ситуации. Во-первых, сейчас больше возможностей для образования за рубежом, которое можно получить и очно и онлайн. Во-вторых, хорошие профессиональные психологи 10 лет назад в Москве уже были, и каждый мог получить необходимую ему психологическую помощь. Если психолог не прошел длительной терапии, это исключительно его вина и халатность, потому что возможностей для этого было достаточно. То же можно сказать и о супервизии. Все эти возможности сейчас есть и у психологов, которые только начинают свой профессиональный путь. У них еще свежи в памяти знания, полученные в институте и много энтузиазма, что, порой, бывает не менее важно, чем опыт.

При всем при этом наши российские, в частности, московские психотерапевты «звезды» высокопрофессиональны и талантливы. У них есть чему поучиться. Есть даже такая поговорка, что настоящие мастера по сути работают одинаково, не важно, какой школе они принадлежат. И я с гордостью за страну могу утверждать, что мастера психотерапии в Росси есть, и они вполне могут составить конкуренцию западным «звездам». Кроме того, существуют еще и культурные особенности, и не каждая психотерапевтическая техника подойдет под знаменитый российский менталитет. Отечественные практические психологи многое адаптировали, и это дорогого стоит. Российским эмигрантам, например, бывает очень трудно получать психологическую помощь за рубежом, и они пользуются услугами психолога из Москвы по скайпу. Существуют также и отечественные психотерапевтические школы. В первую очередь я имею ввиду .Е.Василюка, профессора факультета Консультативной и Клинической Психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Он построил свою психотехническую систему на сочетании клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса и концепции Л.С.Выготского. В феврале этого года была на конференции по понимающей терапии. Было здорово видеть, что эта замечательное, тщательно научно обоснованное и очень эффективное направление продолжает бурно развиваться.

Я работаю психологом с 1997 года, консультировать начала в 1999. Сначала я работала с детьми, и уж потом перешла на консультирование взрослых. У меня за плечами более десяти лет личной терапии, периодически я хожу на супервизии, являюсь организатором и участником интервизорской группы, регулярно повышаю свою профессиональную квалификацию. Мне важно, чтобы психологические услуги предоставлялись на высоком профессиональном уровне, и я каждый день в это вкладываюсь.

психолог Елена Виноградова